язык вправо что это значит

Дизартрия у детей

Содержание статьи

Дизартрия возникает у детей в виде нарушения произношения речи. Патология связана с неправильной иннервацией мышц гортани, языка, губ и др., а также органическим поражением ЦНС (центральной нервной системы). Отличительная черта болезни – то, что у ребенка нарушено произношение не каких-то звуков, а всех слов. То есть страдает речевая моторика, дыхание, изменяется голос, искажаются многие звуки. В запущенных случаях дети перестают говорить (развивается анартрия).

Виды, уровни и формы речевой дизартрии у детей

Таблица видов заболевания по месту поражения

Название формы патологии Особенности
Мозжечковая Возникает при вовлечении в процесс мозжечка. Речь растянута, невнятна, замедленна, громкость постоянно меняется, у ребенка дрожит язык, он разговаривает с выкриками, словно скандирует лозунги. Дополнительные симптомы: нарушенное равновесие, неустойчивая походка.
Бульбарная Вызывается параличом артикуляционных мышц, а также нервов – блуждающего, языкоглоточного, троичного, подъязычного и/или др. У детей отсутствуют некоторые рефлексы, нарушено сосание и глотание, мимика, им трудно пережевывать твердую пищу. Также отмечается повышенное слюноотделение, упрощение (все согласные «сливаются» в один щелевой) и невнятность звуков, гнусавое, хриплое звучание голоса, иногда – его отсутствие.
Псевдобульбарная Возникает при централизованном параличе (спастическом) мышц и их гипертонусе. Речь становится монотонной, ребенку трудно поднять кончик языка, отвести его в сторону, удержать. Отмечается повышенное слюноотделение, першение, расстройство глотания (усиление рефлекса). Речь невнятная, гнусавая, резко нарушается произношение шипящих, свистящих и тоновых звуков.
Экстрапирамидная Возникает при нарушении функции подкорковых ядер, в связи с этим получила второе название – «подкорковая». Речь немного гнусавая, невнятная, смазанная. Присутствуют непроизвольные мышечные движения, мимика, артикуляционные спазмы. Тембр и сила голоса изменяются, нарушается темп разговора, присутствуют случайные гортанные выкрики.
Корковая Поражение тех участков коры головного мозга, которые отвечают за артикуляционные мышцы. Дети выговаривают слова правильно по структуре, но с нарушенным произношением слогов. Отмечается расстройство дыхания при разговоре, голоса.
Холодовая Проявляется как один из симптомов миастении (быстрая утомляемость и слабость поперечнополосатых мышц). Речевые сбои происходят тогда, когда в помещении, где находится ребенок, повышается либо понижается температура воздуха.

Классификация по степеням развития патологии:

Важно! Для стертой формы характерны трудности при жевании твердой пищи. Родители не должны из-за этого менять рацион ребенка. Необходимо постепенно приучать его пережевывать наравне со всеми людьми. Источник:
Е.Ф. Архипова
Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов // М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319

Причины возникновения и признаки

Болезнь провоцируется рядом вредных факторов:

Симптомы и лечение

Основная симптоматика включает следующее:

Что делать? Методы лечения расстройства

Ребенок должен проходить дополнительные занятия у логопеда (дома или в специальном учреждении) по:

На фоне этого проводится медикаментозная терапия с применением ноотропов. Лекарственные средства этой группы специфически воздействуют на функции мозга: стимулируют умственную активность, когнитивные функции, увеличивают способности к обучению, улучшают память.

В комплекс мер также входит ЛФК – артикуляционная гимнастика для укрепления мышц лица, массаж, упражнения кистями рук и пальцами.

Источники:

Источник

Центр «Планирование карьеры»

Если у вашего ребенка стертая форма дизартрии.

В ЦПК к логопеду приходит много детей с ОВЗ. Большинство из них имеют диагноз – дизартрия, но выглядят они вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит. Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык. В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, – видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок. Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет – диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.

Признаки стертой дизартрии.

Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в практике за последние годы наблюдается много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] — [б’], вместо [с] — [с’], вместо [з] — [з’] и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л’]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].

У многих детей наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».

Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Помощь ребенку со стертой формой дизартрии.

Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

Ручной логопедический массаж.

При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе – укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:

Для расслабления губ используем следующие упражнения:

Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка.

Коррекционно-педагогическая работа.

На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.

— Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто»: высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.

— Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье»: облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.

«Почистим зубки» — проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.

«Маляр» — проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.

— При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани»: произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.

Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так. Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.

Источник

Девиация языка

Девиация языка – это отклонение языка в какую-либо сторону (вправо или влево) от срединной линии тела. Проявляется при функциональных нагрузках и артикуляционных пробах.

Если здорового человека попросить высунуть язык, то он без труда сделает это, при этом орган будет располагаться ровно посередине ротовой полости. В случае пареза мышц одной половины языка происходит его отклонение в слабую сторону (подбородно-подъязычная мышца здоровой стороны выталкивает язык в сторону паретичных мышц).

В каких случаях возникает девиация языка

Основной причиной девиации языка являются нарушения в функционировании нервной системы, вызванные патологиями головного мозга.

Девиация языка часто возникает при инсульте – это нарушение кровообращения головного мозга, которое сопряжено с неврологическими симптомами. Это очень серьезное заболевание, при котором существует большая вероятность летального исхода (примерно в 25% случаев).

Девиация языка при инсульте – это только один из симптомов, которые могут проявиться у человека. В частности, может возникнуть атрофия мышц лица, частичная или полная парализация тела.

Симптомы девиации языка

При девиации язык всегда отклоняется в сторону слабой половины, независимо от того, следствием какого (надъядерного или ядерного) поражения является слабость мышцы языка. Данное нарушение происходит из-за неправильной работы подъязычного нерва, в результате чего мышцы языка с левой стороны становятся существенно слабее, чем с правой (и наоборот, в зависимости от того, куда смещается орган).

Важно убедиться, что девиация является истинной, а не ложной. Мнимое впечатление о наличии отклонения языка может возникнуть при асимметрии лица, которая обусловлена односторонней слабостью мимических мышц.

Диагностика

Диагностировать девиацию языка в большинстве случаев достаточно просто – необходимо попросить пациента просто высунуть язык. При наличии отклонения делается вывод о том, какая именно сторона мышц более слабая.

Другой способ диагностики заключается в том, что пациента просят сделать быстрые движения языком из стороны в сторону. Если наличие патологии не очевидно, то больного просят поочередно надавить языком на обе щеки с внутренней стороны. Специалист проверяет с помощью руки силу этого надавливания, касаясь к внешней стороне щеки.

Девиация языка у детей

Девиация языка встречается не только у взрослых, но и у детей. Но причиной этого нарушения становится не ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения), а другие патологии.

В частности, девиация языка наблюдается при дизартрии у детей. Когда ребенка просят вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до 5, то язык трясется, дрожит и он явно стремится сдвинуться в сторону – это характерный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов происходит нарушение произношения группы шипящих, свистящих и сонорных звуков. Речь у таких детей невнятна, монотонна, невыразительна, ее достаточно трудно разобрать (у ребенка как будто «каша во рту»).

Способы лечения

Важно понимать, что девиация языка – это не самостоятельное заболевание, а только лишь симптом какой-то серьезной патологии. Соответственно, чтобы избавиться от этого симптома, нужно лечить первопричину, т.е. то заболевание, проявлением которого является девиация языка.

В случае стертой дизартрии у детей, проводятся не только занятия с логопедом и тренировка правильного звукопроизношения, но и массаж шеи, подбородка и воротниковой зоны. Часто в коррекции девиации используется массаж языка с помощью специальных логопедических зондов.

С медицинской стороны лечения необходимо добиться стимуляции мозгового кровообращения. Применяются ноотропные средства, а также различные витаминные комплексы. Положительное влияние оказывает рефлексотерапия и плавание.

Источник

Оромандибулярная дистония – это пароксизмальная дистония, сопровождающаяся насильственными движениями мышц ротовой и нижнечелюстной группы. К основным симптомам относятся неконтролируемые движения нижней челюсти и губ, тризм, лицевая асимметрия, спонтанная улыбка, использование корригирующих жестов. Диагностика базируется на данных анамнеза и общеклинического обследования, результатах дифференциальной диагностики. Программа лечения включает в себя миорелаксанты, противосудорожные, вальпроаты, нейролептики, НПВС, ботулинотерапию, физиотерапевтические процедуры, редко – нейрохирургические вмешательства.

МКБ-10

Общие сведения

Оромандибулярная, оробуккофациальная или орофациальная дистония (ОМД) относится к наиболее распространенным вариантам фокальных дистонических гиперкинезов. Последние, в свою очередь, являются наиболее частыми формами двигательных расстройств и наблюдаются у 30-60 человек на 100 000 населения. Чаще всего заболевание дебютирует в старшем возрасте, после 40-50 лет, что обуславливает еще одно название этой патологии – поздняя дистония. В структуре заболеваемости преобладают представители женского пола, соотношение мужчин и женщин составляет порядка 1:2. Показатель заболеваемости лекарственно-индуцированной ОМД у лиц, получающих длительное лечение нейролептиками, находится в пределах 5-20%.

Причины

Дистонии могут носить врожденный или приобретенный характер, оромандибулярный гиперкинез чаще относится ко второй группе. В некоторых в случаях его формирование ассоциируют с мутацией в локусе DYT1 на 9-й хромосоме. Также определенную роль могут играть гены DYT 4, DYT 6, DYT 7, которые способны передаваться как по аутосомно-доминантному, так и по аутосомно-рецессивному типу. Приобретенную форму заболевания обуславливают следующие факторы:

Патогенез

Составляющие патогенеза заболевания досконально не изучены. Считается, что в основе ОМД лежит нейродинамический дефект на уровне базальных ганглиев – полосатого и субталамического ядер, черной субстанции, ножкомостового ядра покрышки. Он характеризуется повышением активности холинергических и дофаминергических систем. Также при этой патологии вероятно наличие нарушения суставно-мышечного чувства, кинестезии на фоне дисфункции проприорецепторов (нервно-мышечных, нервно-сухожильных волокон) и сенсомоторной дезинтеграции, обусловленной нарушением проводящих путей между двигательными зонами прецентральной извилины коры головного мозга, структурами экстрапирамидной системы и мозжечком. В результате формируются спонтанные сокращения жевательной, подбородочной мускулатуры, мышц языка, подкожной мышцы шеи, круговой мышцы рта.

Классификация

В зависимости от вероятных причин и времени развития оромандибулярную дистонию разделяют на несколько вариантов. Использование классификации в клинической практике упрощает процесс постановки диагноза и дифференциации между возможными вариантами гиперкинезов, а также подбора соответствующей фармакотерапии. Принято выделять следующие формы заболевания:

Симптомы оромандибулярной дистонии

Клинически заболевание проявляет себя насильственным закрыванием и/или открыванием рта, сжиманием челюстей, боковыми движениями нижней челюстью. При этом наблюдается искривление линии губ, асимметрия щек. Возникает девиация языка, его высовывание, подергивание или другие движения, непроизвольная улыбка. Зачастую патология носит индивидуальный характер и проявляется дистонией только 1-2 групп мышц. Наиболее распространенный вариант – дистонический тризм. Симптомы усиливаются при разговоре, жевании, эмоциональных реакциях.

Характерная особенность оромандибулярного гиперкинеза – использование различных корригирующих жестов. Пытаясь бороться со спонтанными движениями, пациенты могут касаться или надавливать на различные участки нижней трети лица, прикусывать нижнюю губу, жевать или сосать разные предметы, выполнять любые другие действия, уменьшающие выраженность симптомов. Волевой контроль над насильственными движениями мускулатуры лица наблюдается редко. В тяжелых случаях дистонический гиперкинез сопровождается сильными разлитыми головными болями и дисфункцией височно-нижнечелюстного сустава.

Диагностика

Диагноз устанавливается преимущественно на основе клинической картины заболевания, анамнестических данных, дифференциации с иными патологиями, редко используются лабораторные тесты и нейровизуализация. Дифференциальная диагностика ОМД проводится с другими гиперкинезами лицевой области: бруксизмом, различными вариантами тризма, нервно-мышечными тиками, миофасциальным синдромом жевательной мускулатуры. План обследования пациента включает:

Лечение оромандибулярной дистонии

На ранних этапах лечения используются медикаментозные средства различных групп. Основной целью терапии является восстановление нейротрансмиттерного баланса в подкорковых ганглиях. При неэффективности фармакотерапевтических препаратов применяется ботулинотерапия, проводятся оперативные вмешательства. В целом программа лечения ОМД может состоять из следующих пунктов:

Прогноз и профилактика

Прогноз при оромандибулярной дистонии зависит от эффективности выбранной терапии и соблюдения рекомендаций невролога. В большинстве случаев удается полностью избавить пациента от насильственных движений. Согласно данным статистики, после проведенного лечения купирование всех симптомов наблюдается у 90% больных. Риск развития осложнений даже с учетом оперативных вмешательств находится на уровне 1-2%. Специфическая профилактика отсутствует. Неспецифические превентивные мероприятия направлены на исключение причин вторичной и медикаментозной форм ОМД, подразумевают рациональный прием медикаментов, раннее лечение инфекционных заболеваний и органических патологий головного мозга, минимизацию контакта с нейротоксическими веществами.

Источник

Язык вправо что это значит

Аннотация: Аномалии языка могут иметь как врожденный, так и приобретенный характер – нередко они становятся следствием определенных патологических процессов, протекающих в организме.

Статья:

Аномалии языка могут иметь как врожденный, так и приобретенный характер – нередко они становятся следствием определенных патологических процессов, протекающих в организме. В настоящее время пороки развития главного разговорного органа встречаются довольно редко. Многие из них представляют собой серьезные нарушения, которые зачастую требуют хирургического вмешательства.

Генетические заболевания. Могут быть наследуемыми или развиваться в результате новых мутаций, таких заболеваний как: синдромов Беквит-Видемана, Дауна, Сотоса, наследственных мукополисахаридозов

Экзогенные факторы. К данной группе причин относят воздействие на плод ионизирующей радиации, канцерогенов, химических веществ, радиоактивного излучения, пестицидов в продуктах питания, употребляемых беременной. Развитию челюстно-лицевых аномалий способствуют вредные привычки родителей (употребление алкоголя, наркотиков, курение), прием будущей матерью лекарственных препаратов с тератогенными эффектами (это такой состав лекарства, который запрещен при беременности).

Эндогенные факторы. Включают инфекционные и метаболические заболевания беременной: трихомоноз, токсоплазмоз, вирусные инфекции, гиповитаминоз и гипервитаминоз А, гипотиреоз и др. Количество врожденных черепно-лицевых дисморфий возрастает пропорционально увеличению возраста матери на момент зачатия.

Общепринятой классификации пороков языка не разработано.

Исходя из основных критериев (размер, строение, способ прикрепления), аномалии могут быть разделены на следующие группы:

Аномалии размера – макроглоссия (гипертрофированный язык), микроглоссия (уменьшенный в размерах язык).

Сочетанные аномалии – складчатый (бороздчатый, скротальный) язык. Характеризуется наличием складок и борозд на поверхности органа

Микроглоссия отличается недоразвитием и уменьшением размера языка. В зависимости от степени выраженности порока возникает нарушение сосания, а в дальнейшем – речи. Бывают случаи, когда аномалия протекает бессимптомно. Маленький язычок не способен принять нужную артикуляционную позу: амплитуда его движений слишком мала. В случае микроглосии, детский хирург-стоматолог делает пластику языка. В каком возрасте? Это решает только врач. После операции – реабилитационный период и занятия с логопедом.

Аглоссия – редкая аномалия, при которой язык отсутствует полностью. При аглоссии – полном отсутствии органа – младенец не может осуществлять сосание, поэтому эта редкая аномалия требует зондового кормления

Анкилоглоссия является врожденной аномалией, которую обнаруживают вскоре после рождения. Для нее характерно частичное или полное укорочение лингвальной уздечки. Средняя длина уздечки 1,5 см. Отклонения от нормы (укороченная или очень короткая): 1. Уздечка тонкая, почти прозрачная, но подъѐму языка препятствует. 2. Уздечка тонкая. Еѐ передний край прикреплѐн близко к кончику языка. Из-за этого при подъѐме языка вверх, кончик раздваивается «сердечком». 3. Уздечка представляет собой плотный короткий тяж. Он прикреплѐн близкок кончику языка. Подъѐм языка вверх ограничен. При попытке высунуть язык изо рта, его кончик заворачивается, а спинка языка «выбухает». 4. Плотный короткий тяж уздечки намертво сросся с мышцами языка: прикреплѐн практически к кончику языка. Все движения языка резко ограничены. 5. Где уздечка, а где язык, понять трудно, они – единое целое. Создаѐтся впечатление, что язык сросся с дном ротовой полости. С таким языком не то что говорить, есть невозможно!

Все эти отклонения от нормы в строении подъязычной уздечки на первых порах будут затруднять процесс кормления ребёнка, а впоследствии помешают своевременному появлению не только звуков [Р] — [Р’], но и свистящих [С], [З], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; соноров [Й], [Л], [Л’], заднеязычных [К], [Г], [Х].

Родители в большинстве своём не любят слушать доводы в пользу операции на подъязычной уздечке. Они уповают на упражнения, с помощью которых короткая уздечка якобы растягивается. Подобное заблуждение отмечается и среди логопедов. Хотим разочаровать: уздечка в процессе логопедической работы не растягивается, хотя с помощью специальных артикуляционных упражнений можно существенно увеличить подвижность языка, за счёт чего и создаётся впечатление, что где-то что-то там «растянулось». На самом деле растягивается время постановки звуков, впустую тратятся силы и ребёнка, и логопеда.

О чём ещё может «рассказать» язык ребёнка?

Последнее время всё чаще встречаются дети с «географическим языком». Поверхность такого языка покрыта разводами белого, бурого и розового цветов, очертаниями напоминающими карту материков, отсюда и название. При этом слизистая языка блестящая, словно отполированная, на ней слабо просматриваются вкусовые сосочки. Это состояние языка говорить о необходимости посетить аллерголога и гастроэнтеролога. Визит к логопеду тоже обязателен. Как правило, чувствительность такого языка и подвижность существенно ограничены, поэтому приходится проводить артикуляционную гимнастику и постановку некоторых звуков.

Иногда поверхность языка бывает испещрена глубокими бороздками «Складчатый язык», словно морщинами. Этакий язычок-старичок. Он болезненно сух и малоподвижен, что отрицательно сказывается на звукопроизношении. Подобная особенность встречается при сбоях в эндокринной системе, так что не стоит откладывать визит к эндокринологу.

Внимание также должен привлечь слишком бледный, рыхлый и вялый язык ребёнка. В таком языке понижен мышечный тонус (гипотонус), движения его медленные и нечёткие, принять нужную артикуляционную позу для произнесения того или иного звука ему порой невозможно. Отсюда и ошибки в звукопроизношении: «каша во рту».

Если язык слишком напряжённый, отчего его спинка вздёрнута, словно «горб», а в высунутом положении язык синеет, кончик языка отклоняется в сторону, — налицо гипертонус. И в первом, и во втором случае следует показать ребёнка детскому неврологу, возможно, подобные явления — следствие родовой травмы, энцефалопатии или каких-то других заболеваний.

Заключение.

Язык – карта внутренних проблем.

Отмеченные аномалии в строении артикуляционных органов по- разному влияют на звукопроизношение.

Источник