язык самое выразительное чем человек обладает

Дидактический материал по русскому языку для 8—9-х классов (публицистика Д.С. Лихачева на уроках русского языка)

Академик Лихачев воплощал в себе все то, что пережила Россия в этом столетии. Лихачев, с его любовью к своей стране, сочетавшейся с нетерпимостью и здравым смыслом, олицетворял собой “русский национализм” в лучшем смысле этого слова. И хочется верить, что его пример и его идеи будут процветать в России XXI – го века.

2006 год президентом Российской Федерации В. В. Путиным был объявлен Годом Лихачева. 28 ноября 2006 года отмечали сто лет со дня рождения великого ученого. Когда произносишь имя Д. С. Лихачева, то невольно хочется употребить слова высокого, торжественного “штиля” подвижник, патриот, праведник. И рядом с ними такие понятия, как “благородство”, “мужество”, “достоинство”, “честь”. Это великое счастье для народа – знать, что еще совсем недавно рядом с нами жил человек, которому в самые трудные времена не нужно пересматривать жизненные принципы, потому что принцип-то у него одни: Россия – великая страна с необычайно богатым культурным наследием и жить в такой стране – это значит бескорыстно отдавать ей свой ум, знания, талант.

Кто же он такой, Дмитрий Сергеевич Лихачев? Академик, член не только Российской, но и ряда иностранных академий, увенчанный многими высшими наградами и званиями: Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий. Но это все внешнее, официальное, чему Дмитрий Сергеевич никогда не придавал особого значения. Самое важное, что его при жизни называли и продолжают называть “властителем дум”, “символом русской интеллигенции XX века”.

Д. С. Лихачев не только ученый с мировым именем, но и истинный гражданин России.

Д. С. Лихачев – талантливый писатель, публицист. В своих книгах “Земля родная”, Письма о добром и прекрасном” он показал, что значит для настоящего русского человека его земля, труд, культура.

Его тексты совершенны в эстетическом и нравственном отношении, поэтому помогают в решении задач воспитания духовности ребенка. Они образцовый дидактический материал для уроков развития речи.

В практике работы я использую тексты, отдельные фрагменты из публицистики Д. С. Лихачева на уроках русского языка в 8-9 классах.

Данный материал может помочь как при изучении отдельных тем, так и при организации подготовки учащихся к экзаменам.

С целью повторения, обобщения и систематизации изученного предлагается несколько заданий, разных по характеру. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, уровень его умений и знаний, темп работы.

Предлагаемый дидактический материал может быть использован на уроках-зачетах, уроках-практикумах, а также на уроках развития речи.

Работа с этим материалом формирует умение пользоваться справочными пособиями, словарями, материалом учебника.

Запишите слова Д. С. Лихачева о языке из книги “Земля родная”.

Запишите высказывание Д. С. Лихачева о словах из книги “Земля родная”.

И дальше мы стали вспоминать, сколько в русском языке слов с корнем “род”: родной, родинка, народ, природа, родина…

Слова эти как бы сами слагаются вместе! Родники родной природы, прирожденность родникам родной природы. Исповедь земле. Земля – это главное в природе. Земля рождающая, Земля урожая. И слово цвет – от цветов! Цвета цветов! Рублевское сочетание – васильки среди спелой ржи. А может быть, голубое небо над полем спелой ржи? Все-таки васильки – сорняк, и сорняк слишком яркий, густо-синий – не такой, как в рублевской “Троице”. Крестьянин не признает васильки своими, и рублевский цвет – не синий, а скорее небесно-голубой. И у неба сияющее-синий цвет, цвет неба, под которым зреют колосистые поля ржи (в этом слове тоже корень, связанный с ростом, урожаем, рождением; рожь – это то, что рожает земля).

1. В чем, по мнению автора, состоит особенность русских слов?

2. Выпишите ключевые слова. Подчеркните среди этих слов эмоционально окрашенные.

3. Охарактеризуйте лексику данного отрывка. Сделайте вывод.

Запишите предложение из тридцать четвертого письма Д. С. Лихачева.

В корне слова “подвиг” “застряло” движение: “по-двиг”, т. е. то, что сделано движением, побуждено желанием сдвинуть с места что-то неподвижное.

1. Произведите на материале предложения разные виды разбора.

2. Напишите словарную статью к слову подвиг.

II. Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

1. Запишите текст. Объясните знаки препинания. Найдите причастный оборот, покажите его графически. Почему он обособлен? При каких условиях причастный оборот не обособляется? Запишите пример.

Добро – это прежде всего счастье всех людей. Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость.

Взаимодиктант. Объясните постановку знаков препинания. В чем особенность данных предложений? Слова какой части речи в них нет? Почему автор повторяет слова “наш”, “нашей”? Оправдано ли это?

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума.

Запишите предложение. Почему поставили тире? Разберите прилагательное “ценное” по составу. Почему в этом слове НН? Вспомните, в каких еще случаях пишется НН? а Н?

Безотчетная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро – самое ценное в человеке.

III. Виды односоставных предложений.

Запишите предложения. Проанализируйте грамматические основы предложений и способы их выражения. Определите вид односоставных предложений. Объясните знаки препинания в 1-ом предложении. Выпишите из текста словосочетания, построенные по типу согласования. Выпишите из текста слова с орфограммой “Е – И в падежных окончаниях имен существительных”. Приведите свои примеры.

Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. Поэтому берегите молодость до глубокой старости.

IV. Предложения с однородными членами.

Прочитайте текст. Найдите в нем синонимы: существительные, прилагательные, глаголы. Выпишите предложения с однородными членами, объясните постановку знаков препинания.

Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Прислушайтесь к языку: погулять на воле, выйти на волю…

Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля – это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства.

1. Найдите в тексте предложения, в которых говорится о том, чем отличаются друг от друг слова-синонимы. Выпишите эти предложения. Объясните постановку тире во втором предложении.

2. Выпишите из текста однокоренные слова. Укажите, какой частью речи они являются.

3. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, которые отражают тему.

4. Докажите, что это текст.

Предложения с обособленными членами.

В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года; осень, весна, зима – любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX в. и позднее. И главное, в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжелых зимних облаков. В русской природе нет”вечных”, не меняющихся в разные времена года крупных объектов, вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию, то с голыми ветвями, создающими своеобразную “графику зимы”, то с листвой яркой, весенней, живописной. Разнообразнейший по оттенкам и по степени насыщенности цветом осенний лес. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, меняющихся под действием сильного или слабого ветра (“Сиверко” Остроухова), дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег – сухой и мокрый. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение – в пределах года или часа суток.

VI. Предложения с вводными словами и вводными предложениями.

Запишите текст под диктовку с последующей самопроверкой. Объясните постановку знаков препинания.

Найдите в тексте страдательное причастие, разберите его по составу. Найдите и выпишите относительное прилагательное, выполните морфологический разбор. Сгруппируйте слова по видам орфограмм. Приготовьте небольшое выступление перед одноклассниками о Кремле, используйте вводные слова, вводные предложения.

Сады в Московском Кремле делались на разных уровнях, террасами, как того требовал голландский вкус, огораживались стенами, украшались беседками и теремами. В садах устраивались пруды в гигантских свинцовых ваннах, также на разных уровнях. В прудах плавали потешные флотилии, в ящиках разводились редкостные растения (в частности, астраханский виноград), в гигантских шелковых клетках пели соловьи и перепелки (пение последних ценилось наравне с соловьиным), росли там душистые травы и цветы, в частности излюбленные голландские тюльпаны (цена на луковицы которых особенно возросла именно в середине XVII века), пытались держать попугаев и т. д. и т. п.

Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Объясните знаки препинания.

Объясните, пользуясь словарём значение слов “нравственность”, “сострадание”. Запишите их толкование в тетрадь. Запишите текст по памяти. Как вы понимаете, что такое сострадание? Напишите ваше мнение. Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

Прочитайте текст. В письме 21 Д. С. Лихачёв говорит о том, как надо писать

(письмо называется “Как писать”). Сформулируйте правило правильного письма, употребляя вводные слова. Выпишите предложения, в которых есть вводные слова, вводные предложения. К какой смысловой группе относятся вводные слова?

Внимание читающего должно быть сосредоточенно на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать. Поэтому чем проще, тем лучше. не следует бояться повторений одного и того же оборота. Стилистическое требование не повторять рядом одного и того же слова часто неверно. Это требование не может быть правилом для всех случаев. Язык должен быть,разумеется, богат, и поэтому для разных явлений и понятий надо употреблять разные слова. Употребление одного и тоже слова в разном значении может создать путаницу. Этого делать не следует. Однако если говорится об одном и том же явлении, слово употребляется в одном и том же значении, вовсе не надо его менять. Конечно, бывают сложные случаи, которые нельзя предусмотреть каким-либо советом. Бывает, что одно и тоже понятие (а следовательно, и одно и то же слово) употребляется от бедности самой мысли. Тогда, разумеется, если нельзя усложнить мысль. Лучше всего помогать мысли самой мыслью, а не вуалировать словом скудоумие.

VII. Сложное предложение.

Запишите отрывок из письма двадцать второго “Любите читать”, объясните постановку знаков препинания. Каковы тема и основная мысль? Определите, каким членом предложения является союзное слово который. Подчеркните это слово как член предложения. Докажите, что этот текст написан в публицистическом стиле.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те книги, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке? …У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

Прочитайте высказывание Д. С. Лихачёва. Объясните орфограммы и пунктограммы.

Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе… Согласны ли вы с тем, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе? Перескажите (письменно) содержание текста, используя прямую и косвенную речь.

Запишите предложение, раскрывая скобки, восстанавливая пропущенные буквы и расставляя запятые. Выполните полный синтаксический разбор сложных предложений.

Обр…щал (ли) кто (нибудь)вн…мание (на)то какие преда (н,нн)ые своему делу люди встр…чаются име (н,нн)о среди р…ставраторов и музейных работников?Они л…леют вещи и вещи плат.. т им (за)это любовью. Вещи пам.. тники дар…т своим хр…нителям вкус и понимание иску (с,сс)тва понимание прошлого прон…кновенное вл…чение к людям их с…здавшим.

Письмо сороковое “О памяти”. Объясните смысл названия. Подберите свои варианты заголовка. Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение.

VIII. Развитие речи.

Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Озаглавьте текст. В каком стиле написан текст? Обоснуйте свой ответ. Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью. Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть “грызёт”. Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушённой или слишком преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется “честью мундира”. У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но “честь мундира” остаётся тяжёлым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьётся совестливое сердце. “Честь мундира” заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятниками обществами. Примеров подобного отстаивания “чести мундира” можно привести много. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой души. Напишите сочинение –рассуждение по прочитанному тексту. Выразите в нём своё отношение к проблемам, поставленным автором.

Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Озаглавьте текст. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, были гостеприимны и приветливы.

Выпишите из текста слова с “НН и Н в разных частях речи”, “Удвоенная согласная”. Распределите выписанные слова по частям речи. Добавьте в каждую группу 3-4 слова с данными орфограммами. Выпишите причастие и выполните морфологический разбор. Найдите сложное предложение. Запишите его. Выполните синтаксический разбор.

Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Выразите в нём своё отношение к проблемам, поставленным автором.

Источник

План—конспект занятия по русскому языку на тему «Публицистический стиль»

План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Публицистический стиль, сфера его использования, назначение».

Обучающие : научить отличать публицистический стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на данный стиль, формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные тексты в данном стиле.

Развивающие: развивать умение обучающихся систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы, развивать связную речь обучающихся путем требования полных связных ответов; развивать мыслительные способности обучюащихся (логическая задача).

Воспитательные : воспитывать внимание к средствам языка через работу с текстом (анализ текста).

Тип занятия: урок-практикум

Метод обучения: наглядный, словесный

Межпредметные и междисциплинарные связи: литература, история, русский язык и культура речи.

КМО занятия: приложение №1 к занятию №5 по русскому языку

Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний.

Переписать слова, поставить ударение.

СтолЯр, углубИть, красИвее,тОрты, диалОг-каталОг, приговОр-договОр,

жалюзИ, свЕкла, оптОвый, щавЕль, звонИшь-звонИт, слИвовый, кУхонный.

Мировоззрение писателя, расстилаться ковром, премьера драмы, позвонишь ровеснику, распилить, замереть, солнечный загар, приехать в Приднестровье, прекратить дискуссию, гигантский океан, научный прогресс, научная рецензия.

IV . Объяснение нового материала.

1. Сообщение темы и цели урока.

-Перечислите функциональные стили языка.

-Дайте полную характеристику научному стилю.

-Охарактеризуйте официально-деловой стиль.

Прочитайте текст и определите, к какому функциональному стилю он относится, заполните таблицу публицистического стиля. Спишите текст, раскрывая скобки расставляя недостающие знаки препинания.

Учитесь говорить и писать

Учит..юся говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоя(н,нн)о. Самая большая це(н,нн)ость народа его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся с…знательная жизнь человека проходит через р…дной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умстве(н,нн)ое развитие его моральный облик его характер – прислушаться к тому, как он говорит. А ведь бывает и так, что человек (не)говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слов, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, (не)уверен в себе.

И если вы хотите быть (по)настоящему инте(л,лл)игентным, образова(н,нн)ым и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации).

Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли языку публицистов эмоциональность, страстность? С каким стилем это сближает публицистику? (Эмоциональность «роднит» публицистику с художественным стилем).

К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать.)

– Призывность – отличительная черта публицистического стиля.

Актуальна ли проблема, поднятая Д.С. Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.)– Задача публицистики – сформировать определенное отношением многих людей к значимым проблемам: общественным, политическим, экономическим, философским, бытовым, моральным. Интерес к общему «роднит» публицистику с научным стилем.

– Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя. Поэтому характерная черта текстов изучаемого стиля – доходчивость.

Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?

побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;

риторические вопросы (на которые отвечает сам автор);

параллелизмы (сходное построение предложений текста).

Как вы думаете, к кому обращается автор?

Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? (В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.)

Определим, какие лексические средства связи использует автор. Найдите в тексте антонимы (говорить – «плеваться словами»; обычные слова – жаргонные выражения, сильнее всех – трус и робок и др.); слова книжной и разговорной речи (обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать – книжная лексика; нипочем, плюется словами разговорная лексика).

Найдите в тексте слова и выражения, использованные в переносном значении. С каким стилем речи они сближают наш текст? («Плюется словами», с художественным стилем.)

– В публицистическом стиле могут использоваться слова в переносном значении и слова так называемой «газетной образности». Это стандартные сочетания слов, которые сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля. Например: белое золото – хлопок, огненные годы – военные годы.

В результате работы с текстом должна получиться следующая таблица:

Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей

страстность, призывность, актуальность,

– совмещение торжественной лексики и раз говорных средств;

– побудительные и восклицательные предложения;

– использование литературных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок

выступления на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио и телевидению; в письменной речи: статьи в газетах, журналах

3.Словарно-орфографическая работа публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика.

– Какой общий корень имеют слова?

– Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.

– Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

Публицистический стиль – это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

4.Жанры публицистического стиля.

– Запишем их и дадим толкование:

Заметка – краткое сообщение в печати.

Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).

Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.

Отзыв отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т. п.

Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приемов изложения.

В.Г. Белинский сказал, что между этими жанрами нет точно обозначенных границ. Однако каждый из них имеет особое назначение и свою композицию.

V .Закрепление материала.

Попытайтесь определить незнакомые жанры по их толкованию, которое мы записали.

Разбойники из транспорта

Весенние каникулы были очень долгожданными, но и очень короткими. Пронеслись, промчались, как гоголевская «птица-тройка». Перед каникулами я практически не ездила в троллейбусах и автобусах, но в каникулы буквально не выходила из нашего городского транспорта, разъезжала во все концы города и была поражена, наблюдая за поведением людей в нем. Сколько злобы, эгоизма, жестокости вложено в каждое из их движений. Занять место в троллейбусе – чуть ли не цель жизни. Страшно даже смотреть, как люди заходят в транспорт, не давая последним пассажирам выйти из двери, расталкивая окружающих локтями, с горящими глазами, прикованными лишь к одной цели – свободному месту, летят, преграждая путь к нему (если это возможно) сумками. Пускай рядом будут стоять старые бабушка или дедушка, беременная женщина или даже инвалид, для них это не имеет значения. У редкого человека просыпается совесть, и он уступает место.

А каждый из нас спрашивал себя: «Почему так? Не зависит ли это от меня? И может быть, именно я смогу остановить этот ветер раздора и ненависти, гуляющий в наших душах?»

(Ольга Привалова, школа № 69, 11 класс)(Заметка)

Две работы режиссера Никиты Ширяева увидели пензенцы: «Любовь окаянная» и «Рюи Блаз». Уверенные, стильные, заразительно веселые. В них уместились и смех, и печаль, и любовь, и ненависть. Это было весело, но всерьез. Для нас и о нас. Еще особый совсем язык и твердая рука Мастера.

(Из газеты) (Рецензия)

– А к какому жанру относится проанализированный нами текст Д.С. Лихачева «Учитесь говорить и писать? (Статья.)

Познакомимся подробнее еще с одним жанром публицистического стиля – интервью. Как мы выяснили ранее, слово интервью – английское – это беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

– Посмотрим, как строится интервью (записать в тетради):

1. В самом начале интервью журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется сам.

2. В основной части – беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью.

3. В заключительной части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за интервью.

Произвести письменный стилистический анализ текста Д.С.Лихачева.

VII . Задание на дом.

1. Подготовить теорию о публицистическом стиле из таблиц «Функциональные стили».( все обучающиеся)

2. Составить интервью с воображаемым собеседником – героем одного из прочитанных литературных произведений.(Сильные обучающиеся)

3. Написать текст, раскрыть скобки и произвести письменный анализ следующего текста публицистического стиля. (слабые обучающиеся)

1) Самая большая це(н.нн)ость народа – его язык. 2) Язык, на котором он пиш..т, говорит, думает. 3) Думает! 4) Это надо понять досконально, во всей мн…гозначности и многозначительности этого факта. 5) Ведь это значит, что вся с…знательная жизнь человека протекает через родной его язык. 6) Эмоции, ощ..щения только окрашивают то, о чем мы думаем, или по…талкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Источник