язык до китая доведет что значит

Что означает выражение «язык до Киева доведет»

Язык до Киева доведет. Появление фразеологизма.

Версии происхождения фразеологизма — язык до Киева доведет

Знаменитое выражение возникло еще во времена Киевской Руси. Именно тогда славный Киев был столицей. Эту фразу можно сравнить с не менее известной, которая гласит: «Все дороги ведут в Рим». Вот так и на Руси многие люди стремились попасть в Киев, и каждый готов был указать туда дорогу путнику. Люди отправлялись в дальний путь очень редко. Поэтому каждая такая поездка была событием. Карт еще не существовало, а значит, путникам приходилось потихоньку, расспрашивая у встречных добираться до города. Благо обязательно находился кто-нибудь, кто двигался в том же направлении или знал дорогу.

Есть еще одна версия появления этого выражения. Связана она с простым киевлянином Никитой Щекомякой, который жил в 999 году и однажды заблудился в бескрайних степных просторах. И случилось так, что на беду встретились ему половцы, которые и учинили мужику допрос о том кто он и откуда. Никита рассказал о городе Киеве, о его красоте и богатстве. Половецкий хан Нунчак заинтересовался рассказом и, недолго думая, подцепил встречного за язык и привязал к хвосту лошади. Половцы отправились завоевывать и грабить Киев, а Никита Щекомяка вместе с ними. Что случилось с незадачливым путником далее, история умалчивает. Но смысл из данной версии пословицы остается неизменным.

Источник

Язык до Киева доведет: хорошо это или плохо?

Оказывается, у этой всем известной поговорки есть несколько толкований — они зависят от того, по своей или чужой воле ее герой направляется в Киев. А в своем главном значении она появилась во времена Киевской Руси

Никогда не разговаривайте с неизвестными, предупреждал киевлянин Михаил Булгаков. Но чтобы добраться до его родного города в век без интернета и навигаторов, понятное дело, без разговоров с незнакомцами было не обойтись.

Да и сегодня не стоит полагаться на одну технику — всегда надежнее спросить дорогу в неизвестные края у местных. В этом и состоит основное современное значение поговорки «Язык до Киева доведет»: расспрашивайте встречных — и не пропадете. В таком значении в своем сборнике пословиц и поговорок русского народа ее приводит и Владимир Даль.

Есть и не столь оптимистичный вариант толкования этой поговорки. В словарях она встречается в таком виде: «Язык до Киева доведет (и до кия)» — то есть до палки, побоев. Таким образом, в этой версии чрезмерная болтливость и неосторожность в разговоре, напротив, доводит до беды.

У негативной версии поговорки о пути в Киев есть и другое продолжение: «На Руси язык ведет до Киева, а перо до Шлиссельбурга». Авторство фразы приписывают декабристу Михаилу Лунину. В крепости в Шлиссельбурге на острове в истоке Невы еще при Петре I устроили государственную тюрьму для неугодных правителям заключенных. В таком измененном виде поговорка бытовала в петербургском фольклоре.

А об Александре Пушкине, например, говорили: «Язык до Киева доведет и до Кишинёва, до хорошего и дурного». Подразумевалась южная ссылка поэта за дерзкие эпиграммы и оду «Вольность». Причем вначале Пушкина отправили со служебным поручением в Киев.

В связи с этой ссылкой в сборнике литературных анекдотов XVIII–XIX века приводится такой разговор поэта со знакомым: «Как ты здесь оказался?— Язык и до Киева доведет, — ответил Пушкин. — Берегись! Берегись, Пушкин, чтобы не услали тебя за Дунай! — А может быть, и за Прут! — отшутился поэт».

Кроме того, существует фантастическая версия происхождения поговорки. В ней говорится о Никите Щекомяке, который в 999 году встретил в степи половецкого хана и разболтал ему, как добраться до богатого и красивого Киева. А тот подцепил его крюком за язык и потащил за своим войском — грабить Киев.

Версия яркая, но не имеет ничего общего с истиной. Дело в том, что ее придумали авторы известного в 90-е юмористического журнала «Красная бурда», кавээнщики из Екатеринбурга. Героя своей истории авторы назвали по аналогии с Никитой Кожемякой из сказок и сочинили для него целых 12 подвигов, как у Геракла, но сомнительного характера.

Откуда же в действительности в русском и украинском языках появилась эта поговорка? Наиболее вероятной представляется версия, которую приводит Василий Ключевский в «Курсе русской истории».

Киев долгое время был и столицей, и православным центром Руси. В ХI веке монахами была основана Киево-Печерская лавра, куда стремились попасть паломники из всех уголков государства. Поэтому неудивительно, что язык вел путников именно до Киева.

«Эта народная поговорка значит не то, что неведома дорога к Киеву, а то, что везде всякий укажет вам туда дорогу, потому что по всем дорогам идут люди в Киев; она говорит то же, что средневековая западная поговорка: все дороги ведут в Рим», — указывает историк.

Впоследствии у поговорки стали появляться и другие злободневные продолжения. Например, в книге «Взгляд и Нечто» писатель-киевлянин Виктор Некрасов вспоминал в эмиграции: «В 20-е годы, годы украинизации, когда всем надо было сдавать экзамен по украинскому языку и не сдавший увольнялся с работы, острили: «Русский язык до Киева доведет, а украинский выведет»». Источник

Источник

Язык до Киева доведет: хорошо это или плохо?

Никогда не разговаривайте с неизвестными, предупреждал киевлянин Михаил Булгаков. Но чтобы добраться до его родного города в век без интернета и навигаторов, понятное дело, без разговоров с незнакомцами было не обойтись.

Да и сегодня не стоит полагаться на одну технику — всегда надежнее спросить дорогу в неизвестные края у местных. В этом и состоит основное современное значение поговорки «Язык до Киева доведет»: расспрашивайте встречных — и не пропадете. В таком значении в своем сборнике пословиц и поговорок русского народа ее приводит и Владимир Даль.

Есть и не столь оптимистичный вариант толкования этой поговорки. В словарях она встречается в таком виде: «Язык до Киева доведет (и до кия)» — то есть до палки, побоев. Таким образом, в этой версии чрезмерная болтливость и неосторожность в разговоре, напротив, доводит до беды. Где обитает нечистая сила: пять мистических мест Киева

У негативной версии поговорки о пути в Киев есть и другое продолжение: «На Руси язык ведет до Киева, а перо до Шлиссельбурга». Авторство фразы приписывают декабристу Михаилу Лунину. В крепости в Шлиссельбурге на острове в истоке Невы еще при Петре I устроили государственную тюрьму для неугодных правителям заключенных. В таком измененном виде поговорка бытовала в петербургском фольклоре.

А об Александре Пушкине, например, говорили: «Язык до Киева доведет и до Кишинёва, до хорошего и дурного». Подразумевалась южная ссылка поэта за дерзкие эпиграммы и оду «Вольность». Причем вначале Пушкина отправили со служебным поручением в Киев.

В связи с этой ссылкой в сборнике литературных анекдотов XVIII–XIX века приводится такой разговор поэта со знакомым: «Как ты здесь оказался?— Язык и до Киева доведет, — ответил Пушкин. — Берегись! Берегись, Пушкин, чтобы не услали тебя за Дунай! — А может быть, и за Прут! — отшутился поэт».

Версия яркая, но не имеет ничего общего с истиной. Дело в том, что ее придумали авторы известного в 90-е юмористического журнала «Красная бурда», кавээнщики из Екатеринбурга. Героя своей истории авторы назвали по аналогии с Никитой Кожемякой из сказок и сочинили для него целых 12 подвигов, как у Геракла, но сомнительного характера.

Откуда же в действительности в русском и украинском языках появилась эта поговорка? Наиболее вероятной представляется версия, которую приводит Василий Ключевский в «Курсе русской истории».

Киев долгое время был и столицей, и православным центром Руси. В ХI веке монахами была основана Киево-Печерская лавра, куда стремились попасть паломники из всех уголков государства. Поэтому неудивительно, что язык вел путников именно до Киева. Как киевлянин Виктор Некрасов из окопов Сталинграда через Бабий Яр попал в диссиденты

«Эта народная поговорка значит не то, что неведома дорога к Киеву, а то, что везде всякий укажет вам туда дорогу, потому что по всем дорогам идут люди в Киев; она говорит то же, что средневековая западная поговорка: все дороги ведут в Рим», — указывает историк.

Впоследствии у поговорки стали появляться и другие злободневные продолжения. Например, в книге «Взгляд и Нечто» писатель-киевлянин Виктор Некрасов вспоминал в эмиграции: «В 20-е годы, годы украинизации, когда всем надо было сдавать экзамен по украинскому языку и не сдавший увольнялся с работы, острили: «Русский язык до Киева доведет, а украинский выведет»».

Источник

Почему язык может довести до Киева?

Крылатым выражением «Язык до Киева доведёт», как правило, принято успокаивать себя, когда отправляешься в какое-то место, точного адреса которого не знаешь.

Значение пословицы «Язык до Киева доведёт» и история её происхождения

Родилась эта поговорка, согласно «Курсу русской истории» В. Ключевского, ещё во времена Киевской Руси и свидетельствовала о величии города Киева, являясь аналогом фразы «Все дороги ведут в Рим». Постепенно смысл пословицы видоизменился и стал заключаться в том, что даже если неизвестно точное местонахождение объекта, всегда найдутся люди, которые знают и объяснят хотя бы до определённой степени дорогу к нему, если попросить об этом. На практике каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с необходимостью найти то или иное учреждение, дом, достопримечательность и т. д. Конечно, в продвинутое время можно воспользоваться и навигатором, но в реальности бывает гораздо проще спросить у знакомых или даже у абсолютно незнакомых людей, прохожих о цели поиска. Причём, возможно, придётся спрашивать несколько раз, ведь часто бывает, что спрашиваемый сам до конца не знает правильного пути или затрудняется его объяснить, заканчивая своё «прокладывание маршрута» словами «а там спросишь».

Сегодня в содержание этой бессмертной фразы порой вкладывают и другое значение: «Спрашивай и тебе ответят», что, в свою очередь, восходит к библейскому «Ищите и обрящете».

Любопытный факт. Есть мнение, что полностью фраза звучит так: «Язык до Киева доведёт, а в Киеве заблудится».

Аналоги в английском

В современный словарь фразеологизмов изречение не включено.

Источник

Язык до китая доведет что значит

Недавно нашему студенту Айрату Саляхову посчастливилось «вживую» увидеть Универсиаду в китайском Шеньчжене, где он работал волонтером.

Недавно нашему студенту Айрату Саляхову посчастливилось «вживую» увидеть Универсиаду в китайском Шеньчжене, где он работал волонтером. «Трудностей перевода» у Айрата не возникало: он учится на переводчика с английского и китайского языков. К тому же поездка на Универсиаду была не первой его встречей с Поднебесной: два года назад Айрат в числе 12 студентов ИЭУП – победителей гранта Института Конфуция – в течение семестра стажировался в Хунаньском педагогическом университете.

Из поездки на Универсиаду Айрат привез много впечатлений. Во-первых, его поразил уровень организации этого крупнейшего спортивного форума. Деревня Универсиады располагалась на окраине города, однако добраться до нее не составляло труда. К спортивным играм в городе было построено 112 станций метро, хотя раньше в городе было лишь 12 станций.

Среди будней нашему волонтеру, конечно, удавалось посещать интересные места города. Айрат открыл для себя «Окно в мир». Так называется парк всемирных миниатюр, где собраны практически все мировые достопримечательности, только в уменьшенном варианте.

Особенно яркие воспоминания у Айрата оставило закрытие Универсиады. На арене были представлены впечатляющие, красочные номера с участием фееричной группы «Шаолиньский кунг-фу», «смешанные» танцы на тему разных мировых культур, а также выступления казанских творческих коллективов. Окончанием церемонии закрытия стало «большое прощание» по-китайски. Участники смогли пофотографироваться с первыми лицами государств, прикоснуться к заветному флагу FISU…

Опытом работы, полученным на студенческом спортивном форуме в Китае, Айрат Саляхов с удовольствием поделится с ребятами, которым предстоит стать волонтерами на Универсиаде 2013 в Казани.

Источник