ясли в библии что это

Почему Иисус родился в хлеву — как Библия объясняет это?

Многие люди интересуются, почему Иисус родился в хлеву — что говорит Библия об этом? Для начала стоит упомянуть, что само слово «хлев» не встречается в Библии. Хлев — крытый загон для крупных домашних животных, таких как крупный рогатый скот, овцы, свиньи и другие. Библия использует слово «ясли».

Почему Иисус Христос родился в хлеву?

Интересно, что о месте рождении Иисуса Христа нам сообщает лишь один из четырех Евангелистов — Лука. Вот, что он пишет:

Когда Мария и Иосиф были в Вифлееме, Марии пришло время рожать, и она родила своего первого сына. Она запеленала Его и положила в ясли, так как для них не было места на постоялом дворе. (От Луки 2:6,7)

Согласно Библии Иисус действительно родился в хлеву, или яслях — крытом загоне для животных. Лука сообщает нам, что случилось это из-за того, что не оказалось места на постоялом дворе, или в гостинице, как сказано в другом переводе Библии. Дело в том, что в это время проходила перепись населения, которую организовал кесарь Август. Иосиф и беременная Мария отправились на эту перепись, а во время этого путешествия ей как раз пришло время родить Иисуса.

Интересно, что Иисус неоднократно называется в Библии «агнцем» Божьим:

На следующий день Иоанн увидел шедшего к нему Иисуса и сказал: «Смотрите, вот Агнец Божий, Который берёт грех мира. (От Иоанна 1:29)

Именно ягненка Бог послал Аврааму, когда он показал свою готовность принести в жертву своего сына Исаака (Бытие 22:7-13). Именно ягненка должны были подготовить и съесть в последнюю ночь евреи, когда покидали Египет после многолетнего рабства. И именно кровью ягненка они должны были помазать косяки своих дверей, чтобы ангел смерти прошел мимо их домов (Исход 12:1-13). Ну и конечно ягненок стал затем «пасхальным агнцем», которого закалывали на Пасху.

Безгрешный Иисус стал пасхальным агнцем, который взял на себя грехи всего мира. Удивительно ли, что агнец Иисус родился в хлеву? Те, кто давно изучает Библию, хорошо знает о том, что всей своей жизнью Иисус показал невероятное смирение. Конечно, находясь в животе у Марии, Иисус не мог выбрать место своего рождения. Но Бог ничего не делает просто так. Вот, что говорится об Иисусе в книге пророка Исайи:

Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. (Исаия 53:2-5)

Иисус был презираем, в Нем не было ни вида, ни величия. Он был мужем скорбей и болезней. От Него отвращали взор. Он ни разу не согрешил, но был обвинен во многих грехах. Он был распят на кресте вместе с преступниками. Удивительно ли, что Он родился в хлеву?

Всю свою жизнь Иисус стремился угождать Богу, показывая нам пример того, как следует жить эту жизнь. Матфей и Лука сообщают нам, что у Иисуса на земле не было даже места, где он мог преклонить свою голову (Матфея 8:20, Лука 9:58). И хотя Иисус — это сын Божий и Бог во плоти, Его земная жизнь полна смирения и кротости. Вот, что об этом пишет апостол Павел:

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. (К Филиппийцам 2:5-8)

Иосиф и Мария не смогли найти место на постоялом дворе, чтобы там они могли родить будущего спасителя — Иисуса Христа. У бедной семьи не осталось никакого выбора — они отправились в ближайший хлев, чтобы там, среди животных, дать жизнь Иисусу. Почему так случилось? Случайность ли это? Таков был замысел Божий. Спасителю человечества не нашлось места среди людей. Хотя нам это трудно порой понять.

Источник

Что означало для Христа родиться в яслях?

Я праздновал Рождество, будучи верующим в Иисуса Христа, 65 раз. На половине из них я проповедовал. Если посчитать проповеди во время адвента, то выходит примерно 150 проповедей. Я не помню, чтобы хоть раз задумывался: «Что же мне такого новенького сказать в этом году?» — есть колодцы, у которых просто нет дна. Некоторые горизонты расширяются по мере того, как мы приближаемся к ним. Некоторые истории идут из вечности в бесконечное будущее, вниз, в глубины тайн, и вверх, к вершинам славы. Рождество — одна из тех историй. Она неисчерпаема.

Царь в корыте

Лука — единственный библейский автор, которые использует в Новом Завете слово «ясли». И одного этого предмета — избранной Богом кормушки для скота — достаточно, чтобы мы скакали от радости. Слово «ясли» («едсли») происходит от балто-славянского слова «ед», «есть». Это деревянное корыто, из которого едят лошади, ослы и рогатый скот. Например, Лука использует это слово в тексте:

Господь сказал ему в ответ: «Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить?»

Евангелие от Луки 13:15

А в самых известных рождественских текстах Библии Лука обращает наше внимание на ясли три раза.

Смысл яслей

Что евангелист Лука хотел нам передать через упоминание яслей?

1. Ясли были грязными

Да, наверняка Иосиф с Марией вычистили их, насколько это было возможно. Безусловно, они положили в них что-то мягкое, чтобы ребёнку было удобно лежать. Но невозможно закрыть глаза на тот факт, что эта кроватка была всего лишь корытом для кормления слюнявых животных. Первая кровать Сына Божьего не была царской колыбелью. Это было обычное корыто. В него сливали отходы, которыми кормили скот.

2. Ясли были запланированы

На первый взгляд кажется, что это обычное невезение. Лука ведь пишет, что Мария «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (От Луки 2:7). Но если мы внимательно будем читать повествование, которое излагает Лука, мы поймём, что это не так. У Бога были столетия, чтобы приготовиться к этому рождению. Пророк Михей жил за 700 лет до рождения Иисуса, и пророчествовал, что Мессия родится в Вифлееме.

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.

Итак, у Бога было 700 лет (и даже более того!), чтобы спланировать воплощение и приготовить всё к приходу Его Сына в нужном месте, в нужное время и должным образом. Например, Он с лёгкостью мог устроить так, что верная Богу дева и праведный муж из потомков Давида в исполнение пророчества найдутся в Вифлееме. И согласно Его плану, Мария забеременеет вдали от упомянутого в пророчестве города.

Чтобы решить эту проблему — которую создал Он Сам — Бог мог бы устроить так, что Иосиф и Мария приедут в Вифлеем по каким-то личным делам, например, какой-то родственник мог позвать их к себе, или Бог во сне мог им сказать, чтобы они шли туда, или какие-то другие дела.

Но Он устроил всё по-другому. Вместо этого, чтобы привести Иосифа с Марией из Назарета в Вифлеем Бог использовал перепись всего населения Римской Империи. Иными словами, Бог устроил так, что самый могущественный правитель в мире прикажет всем жителям империи прийти в свой родной город для переписи. Можно сказать, что Бог в Своём провидении немного «перестарался». Он как бы говорит этим: «Вы думаете, что знаете, что Я делаю в мире? Вы не имеете ни малейшего понятия. Я устраиваю всё именно так, как Я того пожелаю. В том числе и рождение Моего Сына».

Если помнить об этом, то очень сложно поверить, что Бог, который использует целую империю, чтобы привести одну женщину из Назарета в Вифлеем, не может найти свободную комнату. Иисус лежал именно в том месте, которое избрал Бог: в корыте для скота.

3. Ясли были знамением

Ангел Божий сказал пастухам что-то, что было почти слишком хорошо, чтобы быть правдой:

Родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь.

Евангелие от Луки 2:11

Чтобы поверить в это и рассказать об этом другим им нужен был знак. И ангел дал его:

И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

Евангелие от Луки 2:12

Пелена? Каждый младенец в Вифлееме был закутан в пелёнки. Не это было знаком. Знаком были ясли. На самом деле, это было так ошеломительно, что, мне кажется, пастухи подумали, что плохо расслышали ангела.

Спаситель. Христос. Господь. Вот кто был рождён, по словам ангела. Спаситель — тот, кто спасёт нас от наших врагов (а может и более того!). Христос — Мессия, тот, кто исполнит Божьи обещания. Господь — тот Господь, чей ангел явился им, и чья слава осияла их (От Луки 2:9). И этот Спаситель, Христос и Господь лежит… в чём?

Это и был знак. Ни один царь в мире в этот момент не лежал в корыте для скота. Найдите его, и вы найдете Царя царей. И вы узнаете что-то. Что-то критически важное про то, какой Он Царь.

4. Ясли были славой Божьей

Стоило ангелу произнести «вы найдёте Младенца… лежащего в яслях», как небеса разразились славословием:

И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу!»

Евангелие от Луки 2:13-14

Слава Богу! Спаситель в корыте для скота! Слава Богу! Мессия в корыте для скота! Слава Богу! Господь в корыте для скота! «Слава Богу в вышних!» От тех, кто высоко, до тех, кто внизу! Вот это Бог! Вот это Спаситель!

5. Ясли — это путь ученичества

Ангел Божий пришёл не к фарисеям, а к пастухам.

Слава Богу на небесах, а на земле мир среди людей богоугодных!

Евангелие от Луки 2:14, НРП

Кто угоден Богу? Слово «угоден» (греческое слово eudokia) встречается у Луки в ещё одном месте:

В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твоё благоволение [eudokia]».

Евангелие от Луки 10:21

Не мудрым. Не разумным. Детям. Дети никогда бы не удивились, что младенец лежит в кормушке для скота. Дети и сами лежали в таких же кроватках, как и их Спаситель:

Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: «Господи! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл». Иисус сказал ему: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову».

Евангелие от Луки 9:57-58

У Него были одни только ясли. Следуй за мной.

6. Ясли были первым шагом на пути к Голгофе

Путь к Голгофе — нисходящий. Не потому, что с каждым шагом проще, но потому что с каждым шагом идущий становится всё ниже. Жизнь Спасителя начинается на самом дне и идёт ещё ниже. Вот о чём говорится в Послании к филиппийцам 2:6-8:

Филиппийцам 2:6-8, Современный перевод

Вот как спасает Спаситель. Вот как Мессия исполняет все обетования. Вот как правит Господь: будучи бесконечным Богом, Он лёг в корыто для скота, а потом принял страдание на кресте.

Для тех, у кого есть глаза, чтобы видеть, послание ангелов понятно. Да, мы должны следовать за Ним! «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (От Луки 14:33). Это низкий путь и тяжелый. Но нет большей радости, чем идти по этому пути бок о бок со Спасителем.

«Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость» (От Луки 2:10). Это — не небольшая радость. Это радость великая. «Слава в вышних Богу» (От Луки 2:10-14). Великая радость — нам. Великая слава — Богу.

Источник

Значение яслей

Я провёл 65 сезонов Адвента как верующий в Иисуса. В половине из них я проповедовал. То есть, если посчитать рождественские проповеди, то наберётся около 150 посланий во время Адвента.

Я не помню, чтобы я когда-либо задавался вопросом: «Ой, что же мне свежее сказать в этом году?» Есть колодцы, которые не пересыхают. Есть горизонты, которые расширяются по мере того, как ты приближаешься к ним. И есть истории, которые простираются назад в прошлое, вперёд в вечность, вниз до тайных глубин и вверх до высот славы. Адвент — одна из таких тем. Она неисчерпаема.

Величие в кормушке

Лука — единственный автор Библии, который использует слово ясли в Новом Завете. И то, что он делает с этим одним словом — что Бог делает с одной этой кормушкой — этого достаточно, чтобы заставить нас прыгать от радости.

Ясли — это кормушка, из которой ели лошади, ослы и крупный рогатый скот. Например, Лука использует это слово (греч. φάτνη) в Лк. 13:15:

«Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?»

И в самых известных рождественских стихах в Библии Лука трижды обращает наше внимание на ясли:

Послание, которое несут в себе ясли

Что же Лука хочет сказать через ясли?

1. Ясли были грязными

Да, мы можем быть уверены, что Иосиф с Марией очистили их, как только могли. Они, без сомнения, как-то наполнили их, чтобы сделать из них удобную маленькую кроватку. Но нельзя идеализировать эту кроватку и представить себе что-то иное, кроме кормушки для слюнявых животных. Первая кровать Сына Божьего была не царской колыбелью. Это была обычная кормушка для животных. Она предназначена для объедков, которые дают животным.

2. Ясли были запланированы

Сначала можно подумать, что это неудачное стечение обстоятельств или ошибка — случайная неприятность. Потому что Лука говорит, что Мария «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:7). Но то, как Лука рассказывает эту историю, показывает, что это не так.

У Бога были столетия, чтобы подготовиться к этому рождению. Пророк Михей жил за 700 лет до рождения Иисуса и пророчествовал о том, что Мессия родится в Вифлееме.

«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных». (Мих. 5:2)

То есть, у Бога было целых семь веков (и даже больше!), чтобы детально спланировать воплощение и устроить приход Своего Сына в правильное место, в правильное время и правильным способом. Например, Он мог бы легко устроить, чтобы верная дева и праведный муж, из рода Давида, нашлись в самом Вифлееме в соответствии с пророчеством. Но вместо этого Он выбирает Марию и Иосифа, которые жили в Назарете, а не в Вифлееме. И Он спланировал так, чтобы Мария забеременела далеко от города, о котором сказано в пророчестве.

Чтобы решить эту проблему, которую Сам же Бог и создал, Он мог устроить доставку Иосифа и Марии в Вифлеем каким-то особым способом, например, благодаря родственнику, который в них очень нуждался, или во сне, или по каким-то личным или деловым вопросам. Но Он так не сделал.

Вместо этого Бог переместил Иосифа и Марию из Назарета в Вифлеем посредством переписи населения, которая проводилась по всей империи. Другими словами, Бог устроил так, чтобы самый могущественный лидер мира дал приказ всем в империи идти в город своего происхождения для регистрации. Вы могли бы назвать это излишеством Божьего провидения. Он как бы говорит тем самым: «Вы думаете, что знаете, что Я делаю в глобальном плане? Вы понятия не имеете об этом. Я расставляю всё именно так, как хочу. Включая рождение Моего Сына».

Учитывая это, нелепо думать, что Бог, который использовал целую империю, чтобы переместить одну женщину из Назарета в Вифлеем, не мог устроить так, чтобы была свободная комната для гостей. Спланировать кровать для Своего Сына было проще, чем спланировать глобальную перепись населения. Иисус лежал именно в том месте, где запланировал Бог: в кормушке для скота.

3. Ясли были знаком

Ангел Господень сказал пастухам нечто, что звучало слишком хорошо, чтобы быть правдой:

«Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». (Лк. 2:11)

Чтобы поверить в это и засвидетельствовать, им понадобился знак. Ангел дал его им:

«И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». (Лк. 2:12)

Пелены? Каждый младенец был в Вифлееме был в пеленах. Это не знак. Знаком были ясли. Фактически, это, должно быть, прозвучало настолько скандально, что пастухи, вероятно, подумали, что неправильно расслышали ангела.

Спаситель. Христос. Господь. Вот Кто родился, по словам ангела. Спаситель: освободитель от всех врагов — и, возможно, больше! Христос: Мессия, исполнитель всех Божьих обетований. Господь: поскольку «предстал им Ангел Господень», и «слава Господня осияла их» (Лк. 2:9). И этот Спаситель, Христос и Господь лежит где?

Вот это знак. Ни один царь в мире не лежит в кормушке для скота. Найдите его, и вы найдёте Царя царей. И вы узнаете кое-что. Кое-что очень важное о царствовании.

4. Ясли были славными

Едва из уст ангела прозвучали слова «вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях», небеса взорвались хвалой:

«И вдруг к ангелу присоединилось многочисленное небесное воинство, славившее Бога и восклицавшее: Слава Богу в вышине небес! А на земле мир людям, к которым Он благоволит!» (Лк. 2:13-14; НРП)

Слава Богу! Спаситель в кормушке для скота! Слава Богу! Мессия в кормушке! Слава Богу! Господь в кормушке! «Слава в вышних Богу!» От вышних к нижним! О, Бог! О, Спаситель!

5. Ясли — путь ученичества

Ангел Господень пришёл к пастухам, не к фарисеям.

«Слава Богу в вышине небес! А на земле мир людям, к которым Он благоволит!» (Лк. 2:14; НРП)

К кому благоволит Господь? Это слово «благоволит» (греч. εὐδοκία/эудокиа — благоволение, доброе намерение, благое намерение) появляется в ещё одном месте Евангелия от Луки:

«В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение (εὐδοκία)». (Лк. 10:21)

Не мудрым. Не понимающим. Но детям. Тем, кто не оскорбится от мысли о младенце в кормушке. Тем, кто не ожидал бы лучшей постели, чем их Спаситель:

«Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». (Лк. 9:57-58)

Кроме яслей. Следуй за Мной.

6. Ясли были шагом на дороге к Голгофе

Дорога к Голгофе идёт под гору. Не потому что становится легче идти, но потому что она смиряет. Жизнь Спасителя начинается в смирении и заканчивается в ещё большем уничижении. Об этом говорится в Флп. 2:6-8:

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».

Вот как спасает Спаситель. Вот как исполняет все обетования Мессия. Вот как царствует Господь: от бесконечной божественности до кормушки для скота и последних мучений на кресте.

Для тех, у кого есть глаза, чтобы видеть, послание ангелов имеет смысл. Да, мы должны следовать за Ним! «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:33). Это дорога смирения. Сложная дорога. Но нет больше радости, чем быть на этом пути с этим Спасителем.

«Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость» (Лк. 2:10). Это не умеренная радость. Это Великая Радость. «Слава в вышних Богу» (Лк. 2:10-14). Великая радость для нас. Великая слава Богу.

Автор — Джон Пайпер / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringgod.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Последнее: 13.11. Спасибо!

Источник

Иисус не родился в хлеву

Я сразу извиняюсь перед теми, кому это испортит радостные хлопоты подготовки к Рождеству, но лучше об этом поговорить загодя, пока мы еще только развешиваем гирлянды и расставляем фигурки в вертепе. Иисус родился не в хлеву! Более того, в Новом завете нигде даже намека нет на то, что божественный младенец появился на свет в жилище для скота.

Откуда же люди взяли эту идею? Мне представляется, что причины тут три: проблемы с пониманием грамматики и лексики, незнание палестинской культуры того времени и традиционное толкование.

Пожалуй, традиционное токование происходит от «мессианского» прочтения книги Исайи 1:3 :

«Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет».

Упоминание яслей в истории Луки, подразумевающее животных, заставило средневековых иллюстраторов изобразить вола и осла, в почтении стоящих рядом с новорожденным Господом, ну а для натуральности картинки пришлось изобразить эту сцену в хлеву. А где еще следует находиться животным? (А вот и не обязательно в хлеву, знаете ли!)

Вторая причина, которую можно считать основной – это значение греческого слова «каталума» в ев. от Луки 2:7. В ранних переводах это слово значится как «гостиница»:

«И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

Причина для такого перевода была веской. Это слово в греческом переводе Ветхого завета (Септуагинте) обозначает общественное место для гостеприимства (Исх. 4:24 и 1 Царств 9:22). Этимология этого слова довольно широка. Происходит это слово от слова «каталуо» (отвязывать или развязывать), т.е. распрягать лошадей или отвязывать тюки. Но есть и довольно весомые свидетельства для использования этого слова в совсем другом значении. Этим словом обозначалась отдельная комната, в которой Иисус с учениками разделил последнюю трапезу (Мк. 14:14, Лк. 22:11, у Матфея о комнате ничего не сказано). Т.е. это такая гостиная комната в частном доме. А вот когда Лука говорит о «гостинице» (Лк. 10:34) в притче о добром самарянине, там использовано слово «пандохеон», обозначающее место, где принимают путешественников, караван-сарай.

И разница в определениях здесь вполне понятна:

Каталума (гр.) – свободная комната или горница в частном доме или деревне, где принимали странников и где не взималась никакая плата. Не то же самое, что гостиница или караван-сарай.

Пандохеон, пандокеон, пандокиан (гр.) – в 5 веке до Р.Х. в Греции гостиница для приема странников (пандокиан == «всех принимающий»). Пандохеон состоял обычно из общих трапезной и спальни, отдельных комнат для путешественников не предполагалось.

И третья причина кроется в нашем понимании (да, да, вы догадались) исторического и социального контекста рождественской истории. Во-первых, сложно представить, что Иосиф, возвратившись в землю своих предков, не был бы принят своими родственниками, даже если они были не очень близкими родственниками. Кен Бэйли, известный своими исследованиями палестинской культуры первого века, так комментирует эту ситуацию:

Даже если он никогда там не был, он мог появиться на пороге дальнего родственника, перечислить свой генеалогический список, и все – он среди друзей. Иосифу лишь стоило сказать: «Я Иосиф, сын Иакова, сын Матфана, сын Елеазара, сын Елиуда». И немедленной реакцией было бы: «Добро пожаловать, что мы можем сделать для тебя?» Более того, если в деревне был хотя бы один член его семьи, Иосиф был обязан найти его и предстать пред ним. А уж как один из членов всем известного дома Давида, он имел право воспользоваться гостеприимством большинства людей, которые «ради Давида» были бы рады распахнуть двери своего дома.

Еще в копилку доводов: дизайн палестинских домов того (да и даже настоящего) времени помогает понять всю эту историю. Как утверждает Бэйли, большинство семей жили в однокомнатных домах с небольшим закутком для загона животных на ночь, а также с комнатой-пристройкой или пространством на крыше для гостей. Комната, в которой жила семья, обычно имела несколько ямок на полу, заполненных соломой, чтоб животным было чем питаться, когда их запускали в дом.

Такое однокомнатное проживание вместе с животными, запущенными на ночь, можно прочитать в нескольких отрывках Евангелия. В Мф. 5:15 Иисус говорит:

«И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».

И это бессмыслица, если только не все живут в одной комнате. А в Евангелии от Луки Иисус говорит об исцелении женщины в субботу (Лк. 13:1-17):

«Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей [то же самое слово, что в Лк. 2:7] в субботу и не ведет ли поить?»

Интересно, что никто из оппонентов Иисуса не говорит: «Нет, я не трогаю своих животных в субботу», потому что им всем приходилось выводить животных из дома утром. Кстати, о «ведет ли попить» говорит один из поздних манускриптов. В более ранних фразы о «попить» нет.

Итак, что же тогда значит не было места в «каталуме»? А значит это то, что многие, как и Иосиф с Марией, приехали в Вифлеем, и комната для гостей уже была занята родственниками, пришедшими ранее. И родители Господа остались ночевать вместе с семьей, в главной комнате дома, и именно там Мария родила Иисуса. Самым естественным местом в доме для рождения ребенка и были эти заполненные сеном углубления в полу. Там, где кормили животных. А идея о том, что они были в хлеву, отверженные и одинокие, не выдерживает критики ни с точки зрения грамматики, ни с точки зрения культурной ситуации того времени. Бэйли с восхищением цитирует одного раннего исследователя:

«Тот, кто хотя бы раз был в палестинской деревне, знает, что гостеприимство их настолько велико, что вам до боли будет не хватать возможности побыть одному. Там вообще невозможно избавиться от постоянного присутствия кого-нибудь рядом. Мне приходилось сбегать в поля, чтобы хоть чуток побыть наедине с собой и подумать».

В рождественской истории Иисусу не грустно и одиноко вдали от всех в хлеву, поэтому не надо ему выказывать сочувствие. Иисус родился посреди своих родственников, со всеми вытекающими из этого последствиями и вниманием. Зная это, мы должны в корне изменить свой подход в проповеди истории Рождества.

Остается лишь один вопрос. Точной интерпретации истории прихода Спасителя в мир не слышно уже очень давно. Бэйли цитирует Уильяма Томсона, пресвитерианского миссионера в Ливан, Сирию и Палестину, который в 1857 году пишет:

«Мне кажется, что рождение Христа случилось в обычном доме обычного крестьянина, и ребенок лежал в хлеву, который по сей день можно встретить в домах фермеров этого региона».

Бэйли также приводит слова Альфреда Пламмера, сказанные еще в 19 веке, которые подтверждают идею Томсона. Так почему же это ошибочное мнение так долго просуществовало?

На мой взгляд, причин две. Во-первых, мы совсем не привыкли читать истории в их оригинальном культурном контексте, постоянно привязывая текст к нашему понимаю реальности и жизни. Где держат животных? Ну, если вы живете в 21 веке, то ответ ясен: «Подальше от семьи!» Значит, и Иисус был рожден в хлеву. Во-вторых, трудно недооценить, как сильно традиции влияют на наше прочтение Писания. Дик Франс размышляет на эту тему в своей книге, подкрепляя свои мысли собственным опытом:

«Поддержка нетрадиционного прочтения истории рождения Христа не только лишает основы многие рождественские гимны, но и отнимает у христианских проповедников одну из любимых тем для проповеди: остракизм Сына Божьего из человеческого общества, Иисус – беженец. Это же динамит какой-то! Когда я начал защищать точку зрения Бэйли, об этом написали газеты и рассказали радиоведущие, ставя меня в пример богословского вредительства наравне с опровержением воскрешения Христа епископом Даремским!»

Итак, стоит ли ставить под сомнения людские предположения? Да, если вы верите в то, что люди должны услышать настоящую историю из Писания, а не традицию из сказок для детей. Франс продолжает:

«Проблема хлева в том, что он отдаляет Иисуса от всех нас. Этот хлев даже рождение Христа облекает в уникальную оболочку, с таким же успехом Иисус мог родиться во дворце кесаря. Но приход Господа в человеческой плоти как раз говорит нам о том, что Иисус был одним из нас. Он пришел прожить настоящую человеческую жизнь, поэтому богословски оправдано, что он родился в шумном, теплом, гостеприимном палестинском доме, как любой другой иудейский мальчик того времени».

И кто знает? Возможно, после этого люди начнут задавать вопросы о том, как мы читаем Библию и понимаем ее!

Источник