ярославская икона божией матери в чем помогает

Ярославская икона Божией Матери

В православии есть множество икон, причем большинство из них посвящены Богородице и Иисусу Христу, изображенному в виде младенца. Ярославская икона Божией Матери не является исключением.

Это одна из икон, которые обязательно должны быть у вас дома. Она будет оберегать вас и станет отличным образом для молитв. Словом, Ярославская икона Богородицы подойдет любой семье. Ставить ее можно где угодно — в спальне или на кухне над обеденным столом. Главное, чтобы вы верили в ее великую силу и благодать, ибо без веры нет спасения.

История иконы

Ярославская икона Богородицы нераздельно связана с Ярославской землей. В далеком 13 веке в Ярославском уезде был построен храм Успения Богородицы. По сей день этот храм является главным во всей области.

Практически с самого начала в этом соборе находилась икона «Умиление», на которой изображена Богородица с Иисусом Христом, который тянется к Матери и касается ее щеки своей. Этот образ был немного изменен, но сама суть его сохранилась. Эта икона стала неким счастливым талисманом Ярославля и его земель, его святым, чудотворным знаменем. В этой иконе выражена любовь Матери к Сыну. Это очень красивый образ, олицетворяющий собой любовь ко всем людям.

Прибытие иконы в Ярославль было осуществлено в тяжелый для Руси период — во время Татаро-монгольского нашествия. Она хранила наш народ от бед еще больших, нежели он видел тогда. Вражеские войска разоряли города и оставляли после себя только реки крови и страданий. Ярославская икона оберегала жителей Ярославля и в финальные стадии этого ужасного периода стала символом борьбы со злом.

Откуда появилась икона — остается тайной, несмотря на мнения ученых о владимирском или киевском происхождении образа. Сейчас древнейший список с этой иконы до сих пор пребывает на своем исконном месте — в Ярославском Успенском соборе.

День почитания иконы

День празднования иконы — 21 июня. Каждый год во всех храмах вспоминают благоверных князей Василия и Константина, благодаря которым Русь увидела эту икону и прониклась к ней любовью.

В чем помогает Ярославская икона

Икона не раз исцеляла людей от слепоты и тяжких недугов, за что получила особый статус. Ее всегда бережно хранили, ею всегда восхищались. Ярославская икона по сей день считается хранительницей домашнего очага и здоровья людей, живущих в доме.

Чаще всего икону ставят на кухне, над обеденным столом. Именно этой иконе люди молятся перед приемом пищи, после него и для просьбы об исцелении.

Священнослужители отмечают, что не всегда имеет смысл читать полноценные молитвы. Достаточно бывает просто искренне попросить Владычицу и Младенца Иисуса о том, что вам необходимо больше всего. Этой иконе молятся на Успение, на Благовещение и в другие праздники, связанные непосредственно с Божьей Матерью. Из молитв следует выделить «Богородица, дево, радуйся» и «Символ веры». Это главные молитвы, которые следует читать перед Ярославским образом Божией Матери, хотя строгих правил в этом плане нет.

Икона поможет вам сохранять хорошее самочувствие и реже болеть. Помните, что самое главное — это вера и чистота души.

Молитва перед Ярославской иконой Богородицы

«Избранной Воеводе победительная, избавляющая нас ото всякого зла, благодарственная, восхваляем Тебя, Богородица, за то, что делаешь людей твоих непобедимыми, от всяких бед свободными, да зовем Тебя: радуйся, Царица Небесная. Преславная Приснодево, Мать Христа Бога. Принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наши. Все упование мое на Тебя возлагаю, Матерь Божья, сохрани меня под кровом своим. Богородице Дево, не бросай меня грешного, требующего Твоей помощи и Твоего заступления, на Тебя моя надеется душа моя, милости ждет от Тебя».

Старайтесь молиться иконе не только в периоды трудные и темные, но и в светлые, когда у вас все хорошо, ведь истинная молитва — та, которая посвящена благодарению, ибо друг только тот, ко остается с нами в теплые и светлые времена, а не приходит за помощью в непроглядную тьму. Помните всегда о том, что благодарность и прощение являются олицетворением веры. Помощи от Бога и Божьей Матери можно ожидать и без молитв, ведь хорошим людям Господь помогает всегда и воздает всем по их делам и мыслям.

Пусть этот образ Ярославской Божьей Матери станет для вас избранным. Если вы хотите, чтобы ваше жилище было наполнено удачей, счастьем и светом, то не забывайте молиться на сон грядущий и с утра, а также ставить дома иконы, которые оберегали людей на протяжении долгих веков.

Источник

Икона Пресвятой Богородицы «Ярославская»

В православии Богородица почитается с глубокой любовью и уважением. Именно через неё Бог раскрывает всё своё милосердие, ради спасения человеческой души. С момента крещения Руси было написано много икон с ликом Матери Божией. А отдельные образы снискали особое благоговение, как, например, икона Пресвятой Богородицы Ярославская.

История появления святого лика

Появление иконы относят к XIII веку. По словам искусствоведов, она является русской версией Елеусы (Умиление). В 1213 году в Ярославле возвели собор в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Икона Богоматери длительное время находилась в этом соборе, за что и получила название Ярославской.

В православной России этот образ Девы Марии считается одним из самых древних.

Важно! Икона Богоматери и её Сына была явлена Пречистой в тяжёлые для Руси времена татаро-монгольского ига. Для неё характерна особенная нежность и глубина материнских чувств, как символ заступничества за род христианский.

Древние источники сообщают, что икону привезли в Ярославль благоверные князья Василий и Константин. Их правление пришлось на самые жестокие годы, когда татаро-монгольские орды вторглись на русскую землю и уничтожали всё на своём пути.

В 1238 году состоялась битва между русскими и ханскими войсками на берегах реки Сить. После этого князь Василий, чудом уцелевший в столкновении, унаследовал Ярославский престол от своего погибшего отца.

В то же время юный князь со своим братом Константином совершил принесение чудотворного образа Богоматери Умиление в город Ярославль. Икона была помещена в древний каменный собор. Народ, пребывавший в страхе и смятении от разорительных набегов захватчиков, окреп духом после принесения иконы Богородицы.

Откуда именно привезли Святой образ достоверно не известно. Предположительно, ярославская икона ранее находилась в городе Владимире. Но, возможно, её доставили из Киева. Об этом в преданиях ничего не сказано. В XV-XVI веках с иконы пишут многочисленные копии, которые расходятся по разным местам.

Возвращение иконы

После революции в 1922 году Успенский собор, где находилась легендарная ярославская икона, был закрыт для богослужений. С этого момента след древнего образа теряется.

В 1998 году совершенно случайно лик Святой Девы Марии был обнаружен в селе Петровское, неподалёку от г. Ростова. Иконописец Сергей Маймур приехал к родственникам и случайно обнаружил икону в сарае во дворе. Находку он увёз с собой в Мурманск, где полтора года занимался её реставрацией.

В 2003 году образ был торжественно передан в Ярославль, как раз накануне тысячелетия города. Сейчас он находится в храме Спаса на Городу.

Иконописцы отмечают уникальность ярославской иконы, которая выражена в необычной позе младенца на руках Матери и в печальном взгляде Богородицы, знающей о предстоящих испытаниях для её Сына. Иисус сидит на левой руке Марии, но находится справа от неё. Рукой Он нежно держит Богородицу за подбородок, прильнув головой к её щеке. Дева Мария как бы пытается укрыть и защитить своего ребёнка краем мафория.

Интересно! В образе прослеживается сильнейшая материнская любовь и желание уберечь своё дитя от невзгод внешнего мира.

Еще иконы Божьей Матери:

Значение иконы

Для православных христиан икона Богородицы Ярославская имеет особое значение, поскольку принято считать Деву Марию покровительницей и защитницей земли русской. Владыка Кирилл уверен, что возвращение этой святыни на Ярославскую землю поможет возродить православные традиции в регионе и Успенский собор, в котором икона пребывала почти 700 лет.

В чем помогает

Ярославская икона Божией матери известна своей чудотворной силой. Обычно перед ней молятся об исцелении телесных недугов. Находясь перед образом, нужно читать следующие молитвы:

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Ярославля всемощная Заступнице! Приими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим Всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Источник

Храм Спаса на Городу, город Ярославль

наш приходской сайт

Икона Божией Матери Ярославская

Икона Божией Матери Ярославская в Успенском Кафедральном Соборе

Ярославская земля, как и вся Святая Русь, никогда не оставалась без покрова и благодатной помощи Пресвятой Богородицы. Свидетельствами сей заботы о Ярославском крае стали Ее чудотворные иконы: Ярославская, Толгская, Ярославская-Казанская, Югская, Ярославская-Смоленская, Ярославская-Печерская, явленные горожанам в разное время. Самой древней и почитаемой из них считается Ярославская икона Богоматери, принесенная святыми князьями, братьями Василием и Константином в середине 13 века — в тяжкую для Руси годину татаро-монгольского нашествия. Кровь лилась реками, грады и селения пылали в огне. Ярославль цепенел от ужаса. Родные братья Василий и Константин, ставшие духовным украшением Ярославской земли, явили пред лицом всей Руси образ духовного братства во Христе. Знаменательно, что братья-князья не принимали участия ни в каких междоусобных распрях. Во времена скорбных междоусобиц, которые раздирали тело Русской земли и позволяли татарам пленить Русь, этот пример братолюбия стал основанием и образом единения Русской земли.

Принесение образа Богоматери в Ярославскую землю носило обетный характер благодарности Пресвятой Богородице за спасение во время Ситской битвы (4 марта 1238 г.) — одной из самых драматических битв русской истории, ставшей духовным рубежом и символом национального сопротивления. Принесение иконы было воспринято как особое чудесное явление милости Богородицы, простирающей всем концем ярославской земли руку помощи в борьбе с иноплеменниками. Именно поэтому сам день празднования иконы — 21 июня — еще в старину стали называть «Явление иконы Пресвятой Богородицы Ярославския». Ярославская икона Божией Матери стала своего рода памятником борьбе народа с татаро-монгольским игом. Она исполнила особую миссию Утешительницы православных в тяжкое время. Божия Матерь, через Свой образ, разделила народную тугу. Само ее явление утверждало горожан в том, что последние времена еще не пришли на Святую Русь. Наша Помощница, Заступница и Утешительница — любвеобильнее и нежнее всякой матери. Предстоя у Престола Божия, Она неусыпно и горячо молится за нас. Все, кто хоть раз обращался к ней в трудную минуту, по опыту знают силу ее заступления. Усердными молитвенниками перед Ярославской иконой за землю русскую были святые благоверные князья Феодор, Давид и Константин. На поклонение Ярославской иконе Божией Матери и святым мощам своих предков приезжал Государь всей Русской Земли Иоанн III. Перед ликом Ярославской Богоматери проходили важнейшие события истории России. В Смутное время, когда Москва находилась в пленении польских захватчиков, Ярославль стал временной столицей государства. Здесь располагался так называемый «Совет всея Земли», при котором Богоматерь «Ярославская» становится главной моленной иконой Руси. 28 июля 1612 года в Ярославле завершилось формирование народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского. 20 000 ополченцев перед ликом Ярославской Богоматери приняли благословение от Ростовского митрополита Кирилла и двинулись на Москву.

Освобождение первопрестольной по молитвам Царицы Небесной положило начало новой странице истории Российского Государства. Именно здесь, в Ярославле, 21 марта 1613 года Ярославская икона Божией Матери встретила юного, только что избранного на престол царя Михаила Федоровича Романова. После молитвы перед чудотворным образом он послал грамоту в Земскую Думу, извещая о своем согласии принять царский венец. Спустя три века, в год трехсотлетия Дома Романовых, у этой же иконы молился последний Русский Государь-страстотерпец Николай Александрович, посетивший Ярославль в 1913 году. В разные годы пламенные молитвы Царице Небесной перед ее Ярославским образом возносили: святитель Димитрий Ростовский, святитель Агафангел и святитель Тихон — Патриарх Московский и всея России. Наконец и в наши дни ярославцы имеют возможность вкусить от источника благодати. С раннего утра до позднего вечера не иссякает поток богомольцев к древнему чудотворному списку иконы Ярославской Богоматери, в настоящее время находящемуся в Успенском Кафедральном Соборе города Ярославля. Воспоминая подвиг братолюбия святых благоверных князей Василия и Константина, православные из поколения в поколение продолжают обращать свои молитвы перед Ярославской иконой Божией Матери о любви, согласии и мире в семье. Возобновляется традиция получения молодоженами благословения на супружество перед образом Великой Заступницы. С горячей верой мы обращаемся к Божией Матери: Настави нас заблудших на путь правый, исцели страждующих и скорбящих, соблюди нас в непорочном и целомудренном житии. И якоже древле, тако и ныне избави нас от нашествия иноплеменников, междоусобной брани и всякого душепагубного обстояния. Устрой нам, молитвами твоими, все благая и полезная. В любви и единомыслии супружество утверди и от всех злых и бедственных обстояний избави. Мы ее просим и мы веруем в Ее материнскую помощь, говоря из глубины нашего сердца: Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице.

Почти одновременно с возвращением Русской Православной Церкви древнего храма Спаса-на-Городу, задолго до строительства современного Успенского Кафедрального Собора, в еще совсем разоренной и поруганной Спасской церкви появился образ Пресвятой Богородицы Ярославская — икона, по благословению тогдашнего правящего архиерея, архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, была временно помещена в храм до момента воссоздания главного соборного храма нашей митрополии. Образ Пресвятой Богородицы бережно хранился в Спасонагородском храме целых 7 лет. В августе 2010 года торжественным крестным ходом Ярославская икона Божией Матери была перенесена в восстановленный Кафедральный Собор и помещена на западной стороне одного из столпов. Стоит отметить, что в это время Спасский приход на собранные средства приобрел и подарил Успенскому Кафедральному собору большой золоченый подсвечник, который и сейчас стоит перед Ярославской иконой Пресвятой Богородицы.

Сразу же после перенесения Ярославской иконы Богородицы в Соборный Храм приход храма Спаса-на-Городу начал писать новый образ Богоматери Ярославская в лучших традициях иконописной школы. Одновременно с собиранием средств на новую икону, с 2009 года началась работа и по устройству жемчужной ризы, которая завершилась 27 ноября 2016 года, когда риза была одета на икону и помещена в величественный дубовый киот.

Источник

Ярославская икона Божией Матери

Ярославская икона Божией Матери известна на Руси по многочисленным спискам, первообраз, к сожалению, утрачен. В собрании Третьяковской галереи находится самый ранний список чудотворной иконы первой половины XV века, здесь же находится другой список, отличающийся выдающимися художественными достоинствами, сделанный во второй половине XV века.

В Троице-Сергиевой Лавре хранится список 1500 года, переданный в монастырь вдовой последнего ярославского князя. Ярославская икона Божией Матери тесно связана с историей государства Русского. Пред ликом Богоматери проходили важнейшие события Ярославской земли, да и Руси в целом.

В Смутное время, когда Москва оказалась под властью польских захватчиков, Ярославль стал столицей государства, а Ярославская икона Божией Матери главной моленной иконой Руси. Летом 1612 года в Ярославле продолжилось формирование народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского, который прибыл из Новгорода.

В Успенском соборе, пред ликом Ярославской иконы, князь Димитрий Михайлович Пожарский принял благословение от Ростовского митрополита Кирилла и во главе народного ополчения двинулся на Москву. Освобождение первопрестольной положило начало новой страницы истории Российского государства.

С Ярославской иконой связано и начало правления царского дома Романовых. Ярославль стал первым градом, встретившим 21 марта 1613 года юного, только что избранного на престол князя Михаила Федоровича Романова на его пути из Костромы в Москву. Отсюда он послал грамоту в Земскую Думу, извещая о своем согласии принять царский венец.

Ярославская икона Божией Матери стала одним из образов, перед которыми молился новоизбранный Русский Царь. Спустя три века, в год трехсотлетия Дома Романовых, у этого же образа молился и последний русский государь — царь мученик Николай Александрович, посетивший Ярославль в 1913 году.

Иконография: Иконографический тип — Умиление. Богомладенец сидит на левой руке Богоматери, но Его фигура расположена справа от Нее — это отличительный признак данного извода «Умиление«. Изображение поясное. Пресвятая Богородица наклонила голову к Сыну и Они соприкасаются ланитами. Образ преисполнен материнской заботой и попечением.

Младенец ласково держится рукой за подбородок Матери, нежно прильнул к Ней, ступни Его ножек сдвинуты. Левой рукой Он держится за кайму мафория. Эти прелестные жесты подчеркивают сердечность во взаимоотношениях Матери и Сына. Богоматерь изображена в традиционном коричневом мафории. Богомладенец в белых одеждах.

Фигура Младенца не развернута к предстоящим перед иконой, а обращена к Богородице. Обнаженные стопы символизируют такое понятие, как «кенозис» — умаление Божества, нисхождение Бога в плоть. Положение рук Пресвятой Богородицы — не поддерживающее, а притягивающее хрупкое младенческое тельце к Себе.

Край мафория перекинут через левую руку Марии и как бы укрывает и защищает дитя. Ярославская икона Божией Матери — это один из самых трогательных, подкупающих нежностью и глубиной переживаний, трепетностью проявления материнских чувств, образов Пресвятой Богородицы.

История иконы: Согласно преданию, Ярославская икона Божией Матери была принесена в Ярославль святыми князьями Василием и Константином Всеволодовичами в начале XIII века в тяжкую годину татаро — монгольского нашествия при Ростовском епископе Кирилле II ( 1231 — 1262 гг ). Поражение русской рати, гибель князей, разорение городов и весей, производили в народе ужас и смятение.

Появление иконы Божией Матери было воспринято как чудесное явление милости Пресвятой Богородицы. Люди несли свою скорбь к стопам Царицы Небесной в лютое лихолетье. Сам день празднования иконы с той поры традиционно называли «Явление Ярославской иконы Божией Матери».

Откуда была принесена Ярославская икона Божией Матери в Ярославль, предание умалчивает, но, судя по всему, образ был чтимым еще до того, как появился на Ярославской земле. Исходя из стиля иконы и исторической ситуации того времени, можно высказать предположение, что икона происходит из стольного града Владимира или из Матери городов русских — Киева, в напоминание об основателе Ярославля, великом благоверном князе Ярославе Мудром.

Тяжелые испытания выпали на долю князей Василия и Константина Всеволодовичей, которым довелось доблестно сражаться и погибнуть за свободу русского народа, нести крест княжеского служения в первые десятилетия татаро-монгольского ига. Дабы Матерь Божия укрепила их дух в этой суровой борьбе, они молились пред Ярославской иконой Божией Матери.

Ярославская икона Божией Матери находилась в древнейшем каменном соборе Ярославля в честь Успения Пресвятой Богородицы, построенном князем Константином Всеволодовичем на территории Рубленного города в 1215 году. В 1501 году случился страшный пожар, от которого сгорел Кремль и Успенский собор.

Сие несчастье послужило к прославлению Ярославских князей, останки которых были погребены в Успенском соборе. При закладке нового храма эти останки были обретены нетленными, князья Василий и Константин Всеволодовичи были вскоре прославлены в лике святых.

В 1504 году их мощи были помещены между столбов нового каменного Успенского собора под родовыми иконами, среди которых была их моленная икона — Ярославская икона Божией Матери. День памяти святых князей совпадает с днем празднования иконы — 8 / 21 июля.

Образ был помещен в основном иконостасе Ярославского Успенского собора в местном ряду как главная святыня Ярославля. После перенесения архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль в 1786 году собор стал кафедральным.

Во время антибольшевистского ярославского мятежа в 1918 году Успенский собор был сильно поврежден снарядами, но Ярославская икона не пострадала. В 1922 году собор был закрыт. С той поры следы Ярославского образа Богоматери теряются.

Второе обретение иконы. Пресвятая Богородица не оставила Ярославль без Своего покровительства. Благодаря «неслучайным случайностям» и милости Божией, был обретен древний список Ярославской иконы Божией Матери. Второе обретение святой иконы произошло спустя семь с половиной веков.

Сергей Маймур, иконописец и реставратор из Мурманска, в 1998 году обнаружил в сарае своих знакомых в селе Покровское близ Ростова Великого старую большую доску, которая оказалась иконой. Сергей признал в ней, несмотря на ее ветхое состояние, Ярославскую икону Божией Матери.

Реставрация иконы продолжалась полтора года и к 2000 году была закончена. Ярославская икона Божией Матери побывала в Леушинском подворье в Санкт-Петербурге. Торжественное перенесение святого образа из Питера в Ярославль было совершено на Покров Божией Матери в 2003 году. Передача древнего списка состоялась в Феодоровском соборе Ярославля.

В кафедральном соборе, у мощей святых благоверных князей Василия и Константина, некогда принесших чудотворный образ в Ярославль, город принял свою святыню. Обретение Ярославлем этой святыни стало историческим событием и внушило надежду на возрождение многих святых мест православия на Ярославской земле.

Молитвенная традиция: Пред иконой молятся об избавлении от телесных болезней.

Празднование: 8 / 21 июня, 8 / 21 июля.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Ярославская

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Ярославля всемощная Заступнице! Приими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим Всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Источник