ярило бог славян бог чего

Ярило

Яри́ло, Яри́ла — восточнославянский мифологический и ритуальный персонаж, связанный с идеей плодородия, прежде всего весеннего, сексуальной мощи.

Содержание

Образ

Ритуальный образ Ярилы, как и сходных персонажей, представляет собой не до конца развившийся образ умирающего и воскресающего бога. Дж. Фрэзер так реконструировал стадии развития этого божества:

Образ по П. Древлянскому

П. Древлянский описывал образ Ярило, как человека на белом коне и (если его изображала девушка) в белой мантии. Если Ярилу изображал парень, зачастую он был голым. Голову Ярилы покрывает венок из весенних цветов, в его руках — колосья. Сам он молодой, светлоглазый и со светлыми кудрявыми волосами. Где Ярило пройдёт — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь. Во многих песнях, присказках люди обращаются к этому божеству с просьбой о тёплом лете и хорошем урожае. Весьма характерно, что и Ярило в белорусских праздниках участвует в виде Яры-Ярилихи.

В его трудах, у белорусов в конце апреля (24 или 27 апреля) вечером собирались девушки, выбирали из своей среды одну, наряжали её в белое, на голову клали венок, в правую руку давали череп (толкование мифологов: «побежденная зима или ночь»), в левую — ржаные колосья («плодородие земли»), сажали её на белого коня, а сами становились вокруг и пели песни в честь Ярило.

Статус

Происхождение имени

По мнению М. Фасмера, имя «Ярило» происходит от рус.-цслав. слова яра «весна», родственного словам ярь «яровой хлеб», ярые пчёлы «первый рой в улье летом», яровой хлеб, яровик «животное или растение этого года», ярица, ярина «яровое». Слово восходит к праславянскому корню *jarъ, родственному авест. yārə «год», готск. jēr «год» и т. д. [12]

Образ в культуре и массовом сознании

Начиная с XIX века, образ Ярилы нередко встречается в различных литературных произведениях, например:

Идёт удалый бог, Ярило-молодец,
И снежный саван рвёт по всей Руси широкой!
Идёт могучий бог, враг смерти тусклоокой,
Ярило, жизни царь и властелин сердец,
Из мака алого сплетён его венец,
В руках — зелёной ржи трепещет сноп высокий,
Глаза как жар горят, румянцем пышут щеки,
Идёт весёлый бог, цветов и жатв отец!

В современном массовом сознании чаще всего бытует не реальный образ Ярилы (чучело-символ плодородия), а романтический, являющийся плодом спекуляций и реконструкций, зачастую совершенно неправомерных. К примеру, во многих публикациях Ярилу называют «богом солнца», что в корне неверно, поскольку Ярило таковым никогда не был. «Богом солнца» его могли сделать только спекуляции — например, на почве ошибочного толкования имени или в рамках «мифологической школы», выводившей всех мифологических персонажей из небесных явлений. Вредную роль в пропаганде подобных ошибочных представлений сыграла и пьеса А. Н. Островского «Снегурочка», написанная под влиянием работ А. Н. Афанасьева. В ней Ярило прямо называется богом солнца, «Ярилой-Солнцем», что в корне неверно. В наши дни подобные спекуляции продолжаются в среде неоязычников.

Источник

Символ жизни, света и любви у славян — бог солнца Ярило

Солнце — источник света, безвозмездно дарящий свою энергию жизни миллиардам живых существ нашей планеты, обогревающий своим живительным потоком гигантские планетарные сферы. Наши далекие предки относились к Солнцу, как к божественной сущности, старались быть не только потребителями солнечной силы, но взаимно возвращать ему благодарением энергетические посылы светлых мыслей и чистых душевных устремлений. За это их называли солнцепоклонниками.

Солнце для них являлось богом, который приходит на Землю в разных обличиях, свойственных богам земных стихий, в зависимости от времени года. Самое яркое земное проявление стихии — бог солнца Ярило у славян.

Кто такой бог Ярило

Могущественные разумные силы природы когда-то очень давно сотворили энергетические развивающиеся матрицы, которые позже люди назовут богами стихий. Значительно позже, когда эти структуры были одухотворены сотворчеством божественного и человеческого промысла, они заняли свое место в ряду управителей стихий и прочих помощников (сыновей) могущественных космических иерархов. Именно поэтому в мифологи некоторые боги своими родителями имели духовных сущностей неизмеримо высокого порядка.

Происхождение имени и присущие ему качества

В древней Руси к богам огня причисляли Хорса, Перуна, Семаргла и Ярило. Но из них только Ярило мог отвечать за стихию яркого весеннего солнца. Их имена — энергетические коды, а поскольку «яр» в переводе с древнеарийского означает «сила», а «ило» — источник этой силы, значит действенным управителем стихии огня мог быть только Ярило.

Яр, яркий, ярь, ярость, ярка (молодая крепкая овца), переярок (волчонок), ярун (глухарь в период тока), яровая, яриться — все эти слова носят в себе частицу его неуемной, неукротимой огненной силы.

Имя этого бога имеет несколько значений, обозначающих качества его огненной природы, характеризующие его жизнетворящие черты.

Время его действенного могущества — от дня весеннего равноденствия до дня летнего солнцестояния. В этот период происходит пробуждение природы, возрождение ее после зимней спячки. В небе начинают радостно яриться птицы, на полях появляются первые всходы яровой пшеницы, начинается настоящее весеннее буйство жизни после долгого оцепенения.

Кроме того, что этот бог является управителем стихии огня, у славян Ярило также и бог Солнца. Вечно юный и темпераментный, он еще признавался богом весны, тепла и жизнетворящей любви, соединяющей живые существа для продолжения своего существования.

Молодой, искренний в своей страсти к жизни голубоглазый юноша с длинными волосами пшеничного цвета, обнаженный до пояса, с венком из трав и первых весенних цветов шествовал по весям и долинам, даря всем тем, кого встречал на своем пути, свет радости и надежды в торжество жизни и ее преобладание над Марой — богиней ночи, зимы и смерти. Таким он представал в сознании людей той далекой эпохи. Но чаще его изображали юношей, по пояс обнаженным и босым, восседающем на белом коне.

Легенды и мифы

В славянской мифологии иносказательно, в виде преданий, передается история о том, как был сотворен наш мир, какие могущественные силы принимали участие в его создании. То, что дошло до нас, наверняка претерпело искажения благодаря передаче из уст в уста. К тому же, чтобы передать весь сложнейший процесс боготворчества при помощи образов и точных метафор, необходимо иметь незаурядную способность емко облекать глобальные вещи в доступную для обыденного восприятия форму.

Дошедшее до нас обросло добавками и переделками великого народного творчества, но есть большая надежда, что в глубине своей сохранило первоначальную суть.

По легенде, славянский бог Ярило является сыном Велеса — повелителя навьего царства и Дивы-Додолы, которая являлась богиней Небесной влаги. Воспылавшему внезапными чувствами к прекрасной богине богу трех миров Велесу пришлось пойти на хитрость, поскольку его избранница предпочла скотьему богу Перуна-Громовержца. Он превратился в ландыш, который понюхала богиня, в результате чего на свет явился вечно юный бог весны. От своего-то отца он и перенял способность к оборотничеству и мужскую силу, а от матери — очень живой характер и особую привлекательность.

Другая легенда гласит о великой любви между Ярилой и Матерью-Землей. В ней говорится о том, что изначально пустая и холодная Мать-Сыра Земля без света, тепла, движения и звуков, была обласкана солнечным богом, который ее пожалел вопреки воле других богов и пронзил своим огненным взглядом. Согретая теплом Земля расцвела, как невеста на любовном ложе. Так в результате взаимной любви появились все живые создания, а человека владыка солнечного огня ударил солнечной стрелой в темя, и тот обрел мудрость.

Еще одна легенда рассказывает о том, как вечно юный солнечный бог научил славян выращивать хлеб, поскольку до этого они этим не занимались, считая тело земли неприкосновенным. Мать-Сыра Земля дала на это добро, а ее сын Микула Селянович сделал первую борозду. Первые зерна бросал по преданию сам весенний бог плодородия.

С той давней поры Ярило почитается и как бог плодородия.

Кому покровительствует

Считалось, что этот бог покровительствует пастухам и земным стадам, поэтому люди, зная его оборотнические способности и то, что он являлся волчьим пастырем, обращались к нему за помощью.

В христианстве, часто и много заимствовавшем из предшествующей ему идеологии язычества, Ярило стал Егорием, или Юрием. На теплого Егория 6 мая, когда уже подрастала молодая трава, люди выгоняли стада на пастбище, обращаясь к божеству с молитвой о защите домашних животных.

Бог весеннего света покровительствует также земледельцам и воинам. Был даже праздник первой борозды. Считалось, что он управляет бороздой пахаря, и когда выходили сеять, это действо также превращалось в праздник, посвященный земле-матушке и ее возлюбленному. Поэтому сеяли с молитвой и в белых рубахах.

Полагалось, что этот бог покровительствует всем зверям, а кое-где его называли царем волков. Считалось, то, что Ярило волку подаст, то он и держит в зубах.

Ну и конечно же, этот вечно юный бог покровительствует пробуждению природы, плодородию и любовной страсти, а поэтому помогает во всем тем, кто схож с ним по характеру — светлым, веселым и влюбчивым.

Внешний вид божества

Внешний вид любого духовного объекта, сотворенного коллективным усилием мысли, воли и духовной силы, обладает теми чертами, которыми его наделило воображение создателей.

Сознание людей той эпохи изображало его юношей со светлыми волосами, в венке из трав и цветов, по пояс обнаженным и босым, восседающем на белом коне с пучком колосьев в руке. Считалось, что когда он двигался пешком, в месте, где ступала его нога, поднимались травы и распускались цветы.

Иногда это была женщина в мужском одеянии, держащая в одной руке колосья, а в другой — чучело человеческой головы. Это символизировало победу жизни над смертью.

Поскольку Ярило относился к сезонным богам, умирающим и возрождающимся вновь, по весне это божество изображалось пылким юношей, благоприятствующим обильным урожаям, а зимой — строгим стариком, уничтожающим все, что доселе создал.

У западных славян бог весны рисовался со щитом, на котором было изображено солнце, а иногда он натягивал стрелы солнечных лучей, которые считались и стрелами любви.

Атрибуты Ярила

Людское воображение приписало богу, которого считали источником счастья и радости, некоторые атрибуты, отличающие его от других высоких духов в славянском пантеоне богов.

Ознакомимся с ними:

Кроме перечисленных, к атрибутам этого бога причисляют все солнечные символы, колосья налитой пшеницы, череп человека и белого коня.

Тот, кто создавал солярные обереги, мог использовать любые из данных атрибутов для того, чтобы улучшить плодородие, приумножить достаток, отвести ненастье, уберечь скотину либо для семейных бездетных пар с целью скорейшего зачатия.

Символы божества

Каждое божество в славянском пантеоне имеет свои символы, которые использовались при создании амулетов и оберегов. С помощью них люди могли обрести благоволение и возыметь дары славимых богов.

Коловрат

Является одним из самых известных славянских солярных свастичных символов. Правильное с ним обращение несет носящему защиту от бед и напастей.

Не имеет ничего общего с фашистской свастикой, хотя его с ней часто путают. В этом символе заключена тайна небесного движении солнца. Он похож на огненное колесо с вращающимися спицами и заключает в себе образ вечного вращения главного небесного светила, а также вращения колеса жизни, которую дают и забирают боги.

А еще это символ следующих понятий:

Посолонь и Противосолонь

Считается, символ с правым вращением, называющийся Посолонь (по Солнцу), лучи которого направлены по движению Солнца, т. е. по часовой стрелке, обозначает возрождение жизни в период с конца декабря по конец июня (дни солнцестояний). Еще это означало изобилие, чистые помыслы, защиту от навьих сил, благие деяния и закономерность.

Символ же с левосторонним вращением, называемый Противосолонь (против Солнца), означает движение светила на убыль, в сторону сна (движение лучей против часовой стрелки). Описывает период с конца июня до начала Коляды (ко дню зимнего солнцестояния).

Этот символ означает:

Этот знак в то далекое время могла носить женщина, называемая ведающей матерью, которую позже стали называть ведьмой, придав этому слову негативный окрас по идеологическим соображениям.

Считалось, что такая женщина, обладающая мистическими способностями, нося этот знак, могла защитить весь свой род от негативного воздействия.

Коловраты бывают с четырьмя, шестью и восьмью лучами. С четырьмя — символизирует стихию огня, с шестью — связь с Перуном и с восьмью — означает единство всего того, что существует.

Колард

Этот знак является священным символом, олицетворяющим единую вселенскую огненную энергию, благодаря которой происходят великие и малые циклы обновлений и преображений.

Символизирует очищение через объединение двух родов соединением любящих сердец. Его наносили на орнаментные вышивки одежды молодоженов, чтобы энергетические, пространственные структуры знака, взяв самое достойное из образа духа и крови сочетающихся молодых людей, смогли воздействовать на генетику будущего ребенка, соединив в нем все лучшее от папы и мамы.

Этот символ также нес в себе глубокий сакральный смысл того таинства, которое через очищение супругов будет дарить им великую мудрость и передавать духовный опыт предков.

Инглия и Звезда Инглии

Инглия символизирует огонь божественного творчества, из которого были сотворены миры и боги. В самом сердце Ярилы Инглия горит неугасимым вечным огнем, изливающимся на землю, побеждая тьму и даруя свет. Это символ первоначальной божественной чистоты, хранящей мир от хаоса и мрака.

Этот свастичный символ в плане геометрии отличается от Звезды Инглии, представляющей собой девятилучевую звезду, которую образуют три равносторонних треугольника, обозначающие тройственность структуры земных и космических явлений.

Девять лучей — число богов славянского Девятиглава: Сварог, Хорс, Перун, Стрибог, Орей, Индра, Варуна, Мерцана и Ярило.

Этот символ может усиливать обережную мощь любого знака, для этого его нужно вставить в центр звезды. Саму же звезду заключают в круг для аккумулирования энергии символов.

Сваор-солнцеврат

Этот знак является символом, описывающим движение души человеческой подобно тому, как вечно юный солнечный бог на своем коне от рассвета до заката движется по небосклону. Так и человек в процессе своего духовного роста поднимается от неприятия, упреков, сомнений и недовольств к чистоте помыслов и духовному совершенству.

Этот оберег является помощником в выборе своего жизненного пути и в разрешении непростых жизненных ситуаций, в устранении проблем.

Из этого видео вы можете узнать еще об одном символе Яро-бога.

Оберег бога — Яровик

Солярным символам и знакам в культуре славян уделялось огромное внимание. Люди знали об их действенной силе и о ее природе.

Они сопровождали каждого в их повседневном обиходе:

Их использовали при изготовлении амулетов и носили, как обережную защиту от негативного воздействия. Одним из таких повсеместно используемых солярных свастичных символов был Яровик.

Как выглядит

Он изображается в виде диагонального креста с серповидными завитками на концах. Этим он символизирует годовое, сезонное движение солнца, в котором каждый из четырех периодов был подчинен одному из четырех солнечных богов. Знак передает чистоту и точность движения светила, сила его запускает определенные земные процессы в свой установленный срок.

Кому подходит

Поскольку Яро-бог своим солнечным светом касается всей земной поверхности, и нет на ней места, которую бы он не отметил своим лучезарным взглядом, — амулет или одежду с использованием этого знака всепроникающей Ярилиной силы следует носить людям, склонным к тоске и унынию, одержимым меланхолией. Через это осветятся все затемненные уголки их души, ибо этот знак имеет способность дарить свет тому, кто его потерял.

Кроме этого, яровик подходит:

Сила оберега

Этот символ приносит пробуждение жизненных сил там, где его применяют. Еще он используется для сохранения и приумножения материального достатка. Не зря его наносили на окна и ставни, потолки и скаты крыш, калитки и амбары.

Оберегающая, очищающая и всепроникающая сила знака использовалась для защиты скота и приумножения его поголовья. По этой причине его наносили над входом в конюшни и коровники, овчарни и овины для защиты своего хозяйского добра от силы стихий, диких животных и воров.

Праздники в честь божества

Праздники в честь Ярилы начинались со дня весеннего равноденствия. В определенные дни, вплоть до двадцатого июня, люди при помощи обрядов и веселья чествовали весеннего бога, чтобы урожай был богатый, а жизнь радостная.

Как отражение преданий старины глубокой в некоторых местах люди еще долго, вплоть до девятнадцатого века на Ярилин день в конце апреля благодарили Яро-бога, выбирая ему жену — Ярилиху из числа девушек селения. Ее одевали в белое и водили вокруг нее хороводы с песнями, славящими ее жениха, а в поле появлялся молодой парень верхом на белом коне, обнаженный по пояс с венком на голове и колосьями в руке, понукавший босыми ногами своего коня, объезжавший кругом селение и прилегающие поля, распечатывая ниву.

Поощрялись также игрища между парнями и девушками с достаточно свободными отношениями, но в рамках благопристойности.

В Ярилины дни устраивались ярмарки и пиры в полях с яичницей, пирогами да сладостями. Традиционными были и кулачные бои, поскольку сам весенний бог не отличался мягкостью и покладистым характером.

Удалым весельем с играми, песнями и хороводами праздновали люди начало посевной. Вместо парня и девушки могли использоваться чучела, которые по окончанию праздника закапывались в землю, кое-где сжигались или бросались в воду.

В день выгона скота на пастбище тоже устраивался праздник, посвященный божеству, который сохранялся достаточно долго. В этот день выпекали козульки — пресное печенье из ржи в виде тех животных, которых выгоняли в поле. Ими угощали пастухов, а излишки раздавали детям.

Обряды могли отличаться в зависимости от региона, время тоже накладывало на них свои отпечатки. Но то, что люди ощущали всем сердцем единство с разумными силами природы, определяло их отношение к жизни через благодарность к тем, кто ее создал и одарил великим даром познавать ее многообразие. Они придерживались ритмов природной гармонии, и жизнь их наполнялась счастьем, за которое они благодарили прежде всего бога Ярилу.

Образ Ярила в культуре и творчестве

Народная культура теснейшим образом связана с земледельческими циклами, поскольку жизнь народа в первую очередь зависела от правильного отношения с землей и, как следствие, — богатых урожаев. Ярило — бог весеннего солнца, любви и плодородия — занимал первейшую позицию в весенних праздниках от Масленицы, когда сжигали чучело Марены, и до Купала, когда сжигали его чучело. Богатое воображение народа придавало этим праздникам особую яркость, они превращались в театрализованные представления. В каждом Ярилином празднике было много закликов и обращений к его образу с целью умилостивить божество, заручившись его поддержкой.

Народ метко подмечал характер каждого периода весны, вследствие чего возникали пословицы и поговорки о взаимосвязи силы Яро-бога с природными явлениями.

Известны народные пословицы, которые гласят:

Его образ нашел свое отражение не только в устном народном творчестве, но и в поэзии.

Пожалуй к нам в гости, пресветлый Ярило.

Согрей нашу Землю своими лучами,

Пускай в благодати струится ручьями

От места до места великая сила.

Великая сила великого Яра,

Что дух укрепит, закалит и упрочит,

Ведь дни все длиннее, а ночи короче,

В заре – откровение божьего дара.

Свое отражение этот образ нашел также в работах художников, чеканщиков, граверов, резчиков и скульпторов, как древних, так и современных.

Другие боги Солнца у славян

По поверьям славян в каждом периоде года главная роль богов-управителей принадлежала иным солнечным богам. Ярило считался богом весеннего солнца.

Кроме него сезонными солнечными владыками являлись:

Коляда

Считаясь сыном Даждьбога — верховного солнечного бога — Коляда был самым малым его проявлением (солнце-младенец). Он приходит на смену старому солнцу в то время, когда его почти не видно (зимнее солнцестояние) и когда от него почти не исходит тепло.

Являясь молодым божеством, молодым солнцем, Коляда обладает той силой и ретивостью, которая способна противостоять зиме. Изображался этот бог в виде новорожденного младенца, поэтому в народе и отмечают рождение (рождество) Коляды.

Купала

Это бог лета, любви и света, удачи, здоровья и добрых дел. Время его действенного могущества начинается днем летнего солнцестояния и заканчивается осенним равноденствием. Наибольшее могущество имеет в тот день, когда он самый длинный, а ночь — самая короткая.

В это время его магия имеет самую большую интенсивность и направленность. В эти дни проводится самый веселый и почитаемый славянами праздник, который является своеобразным символом торжества любви и тепла как божественного дара человеческой душе, через который она познает земной мир для дальнейшей эволюции в мирах сияний и света.

Это время для игрищ и водных гаданий, ярмарок и знаковых встреч.

Свентовит

Считается богом осеннего солнца, зерна и урожая. Его время действия: осеннее равнодействие — зимнее солнцестояние. Также он считается богом белого света. У западных славян Свентовит считался главным богом в пантеоне, богом-всадником, основная задача которого — сражение с тьмой.

Его свет — высшее благо небесной любви, просвещения и озарения, через который чистые души могут поддерживать связь с высшими мирами.

Божества, связанные с Ярилой

Прослеживается связь между Ярилой и Яровитом, который у западных славян являлся богом плодородия. Также он являлся богом весенних гроз и вихрей. Само имя его обозначает «яростный вихрь».

По легенде, раньше он был отважным земным воином, совершившим благородные ратные подвиги, за которые Сварог еще при земной жизни вознес его на небо.

Все весенние деяния Ярила были также свойственны и Яровиту.

Очень схожее название с Ярилой на древнеславянском языке имеет и Руевит, что обозначает «рвущий льды». В славянской мифологии считался богом победы, ведущим борьбу с мраком в отдельных точках Вселенной, в то время как Перун и Стрибог ограждают весь космос от мирового зла.

Видео

Из видео вы узнаете, как время сделало из Ярила Георгия.

Источник