японский танец буто что это

Буто: танец и феномен японской культуры

Буто это авангардный стиль современного танца, возникший в Японии после второй мировой войны, в котором акцент делается не на форме, а на способах движения, с попыткой танцора отстраниться от социальной стороны своей личности, корнями уходящий в немецкий экспрессионистский танец.

Буто — один из феноменов необычной японской культуры. Это название получили новые танцевальные формы, которая возникли в середине ХХ века в Японии. Для широкой аудитории это похоже на вид танца или безмолвный театр, в котором странные визуальные образы показывают тощие, окрашенные в белый цвет танцоры. Но, тем не менее, этот необычный вид танца распространился по всему миру благодаря многочисленным шоу.
Хотя, эстетика буто гораздо шире общепринятого восприятия его западным миром, а с практической точки зрения, буто – гораздо больше, чем просто новые хореографические и визуальные тенденции, созданные японскими современными танцорами.

С самого начала, Тацуми Хиджиката и Кацуо Оно (учредители) пребывали в поисках чего-то, что может выйти за рамки всего, что они уже видели в танцах и в актерском искусстве.

История возникновения Буто

Стоит вспомнить то, что буто возник в японском обществе после Второй мировой войны. Смесь путаных эмоций, чувств, вызванная процессом индустриализации их тысячелетней культуры, которая всегда основывалась на традициях, а также ужас, вызванный бомбежкой Хиросимы и Нагасаки — вот вкратце пересечь социального видения жизни того времени. Художники в общем и построили свою концепцию нового танца, учитывая эти обстоятельства.

Тацуми Хиджиката (1928 — 1986) открывал свое шоу под названием «Kinjiki» (Запрещенные цвета), в 1959 году. На основе романа Юкио Мисимы он создал спектакль, в котором молодой человек совокупляется с курицей до тех пор, пока он не убивает ее, зажав между своих ног. Зрители были возмущены и Хиджикату выгнали с фестиваля, на котором он и представил публике первый раз свою постановку. Но он продолжил свои эксперименты, работая над японской и французской литературой (Юкио Мисима, Лотреамон, Арто, Жене и маркиз де Сад), в которой он нашел для себя гротеск, темные или декадентские черты. В то же время, он исследует превращение тела в другие формы, такие как дым, пыль, призраки или животные.

Кацуо Оно (1906 — 2010), который, как известно, был близким другом и сотрудником Хиджикаты, становится известным в Европе с сольным выступлением, озаглавленном «Дань Аргентине» (1977). Это произведение было создано в честь Антониа Мерсе, знаменитого испанского танцора, который пробудил в Оно желание танцевать.

Чтобы лучше понять суть буто, стоит вспомнить некоторые цитаты его авторов: «Есть бесконечное число путей, по которым вы можете пройти из одного места в другое. Но вы же понимаете, что эти движения находятся в вашей голове? Или же мы видим свою душу в движении? Даже пятно на кончике ногтя воплощает вашу душу … главное в том, что ваши движения, даже когда вы стоите на месте, воплощают вашу душу».

Совместная работа Хиджикаты и Оно была описана как поиск представления, которое будет свободно от любых культурных отсылок и открыто для всех метаморфоз. Это предполагает существование естественного состояния человечества (в отличие от культурно обусловленного), которое может быть достигнуто и выражено движением.

Особенности танца Буто

— Поиск индивидуальной или коллективной памяти.

— Использование запретных тем: смерти, эротики, секса.

— Экстремальная или абсурдная среда.

— Медленные, выверенные и полностью контролируемые движения.

— Почти обнаженные тела, полностью окрашенные в белый цвет.

— Игривые и гротескные образы.

— Танец как с аудиторией, так и без.

— Никакого строгого стиля.

— Буто может быть чисто концептуальным, без движения вообще.

— Эстетические функции, которые противостоят западным архетипам совершенства и красоты.

— Техники, которые используют традиционные японские знания, такие как управление энергией.

Буто получил большой успех в Японии в 80-х годах, благодаря художественным тенденциям, которые ставят во главу поиск национальной идентичности.

В настоящее время Буто — это танец, который исполняется во всем мире и упоминается в почти каждой современной записи об истории танца. Буто развивается не только в Японии: этот стиль оказал влияние и на деятелей искусства Европы, Америки, России и других стран.

Этапы эволюции буто

Классическое буто (первое поколение)

Отличительные черты: подчёркнутая анти-техничность и протест против норм, гротеск, эстетика Хидзиката.

Современное буто (второе поколение)

Отличительные черты: избавление от специфически японских черт, унаследованных от первого поколения из-за того, что идеи Хидзиката о «японском теле» привели к восприятию буто как японской экзотики, вместо желаемого вторым поколением широкого распространения искусства буто.

Пост-модернистское буто (третье поколение)

Отличительные черты: наряду с сохранением многих идей буто, присутствуют многочисленные отклонения от «канона»; рассматривается как одно из течений современного танца.

Если первое и второе поколения актёров буто использовали белый грим, то начиная с третьего — эта традиция была утрачена. При этом, впрочем, стоит отметить, что в 1980-х ещё не нашедшее собственного стиля третье поколение некоторое время по традиции пользовалось гримом.

Пост-буто (четвёртое поколение)

Отличительные черты: по сути представляет собой современный танец, воспринявший элементы «классического» буто. Нельзя однозначно провести чёткую границу между четвертым и третьим поколением, однако собственно буто четвёртое поколение назвать уже сложно.

Источник

Танец Буто

Buto – японский авангардный танец, который появился после окончания второй мировой войны. Главное в нем – это медленные и точно выверенные движения. Танцор при этом выглядит отстраненным. Буто создан под влиянием эмоций людей, переживших вторую мировую войну, удары по Хиросиме и Нагасаки. Танец также передает страх людей перед новыми технологиями, новшествами, внедряемыми в их многовековую культуру.

История возникновения

В это время Кацуо Оно, друг Хиджикаты, становится популярным в Европе хореографом. Он хореографическую постановку «Дань Аргентине», посвятив его Антонио Мерсе. По словам самого Оно, этот испанский хореограф вызвал в нем любовь к танцу. В совместной работе Тацуми и Кацуо стремились выразить в движениях естественное существование человека, свободное от культуры, открытое превращениям.

Большое влияние на творчество Тацуми Хиджиката и Кацуо Оно оказала немецкая хореография Der Neue Tanz. Кацуо изучал это направление в школе, открытой в Японии парой Такая Эгути и Соко Мия. Но Кацуо не нравилась европейская направленность. Прыжкам и пируэтам, направленным вверх, к Богу, противопоставляются приседы, стремление к земле. Это похоже на потустороннее действие. Вдохновившись новым направлением, Хиджиката совместно с Оно создает группу «Анкоку-буто».

Большую популярность Буто приобрел в 80-х годах XX века, когда было развито стремление подчеркнуть национальную принадлежность, создать нечто этническое. Упоминание этого направления можно встретить в любом учебнике по истории танца. К 2019 году география Буто вышла за пределы Японии: он стал популярен и в других странах.

Особенности танца Буто

Характерные черты танца формировались под влиянием поисков художниками первичного, даже первобытного состояния человека. Основные особенности Buto:

Движения плавные, нарочито медленные, полные концентрации. Личность танцора, как и красота тела или действия не имеют значения. Танцор взывает не к разуму зрителя, а к его чувствам, рассказывая о стремлении к природе, к единению с ней.

Этапы эволюции Буто

С течением времени танец пережил значительные изменения. Трансформация танца проходила в 4 этапа, поэтому выделяют 4 поколения Buto:

Наши дни

В 2019 году Буто внедряется в пластический театр, становясь одним из его инструментов. Buto используется в разных практиках, художественных направлениях и постановках. Сохраняется тенденция использования тела человека как инструмента. Оно используется и как субъект, и как объект. Может выглядеть опустошенным, и наполнятся новым смыслом. В современном мире, где реальность заменяется симуляцией, Буто демонстрирует человеческое тело. Онос одной стороны утрачивает свою красоту, становится несовершенным, а с другой – обращает внимание зрителя на себя, напоминая о слабости и уязвимости.

Источник

БУТО: ЯПОНСКИЙ ТАНЕЦ ТЕМНОЙ СТОРОНЫ ЧЕЛОВЕКА

Обнаженные тела, скрюченные, словно от боли. Белый грим. Закатанные глаза. Рты, разинутые в немом крике. Японский авангардный танец буто не особо напоминает привычную хореографию. Его задача — не приносить эстетическое удовольствие, а наоборот — доставлять дискомфорт, ведь только так можно заставить зрителя проснуться.

«Если вы видите безногого и завидуете ему, вы стали танцором буто». Хидзиката Тацуми

После окончания Второй мировой в Японии, как и в любом государстве, уличенном в связях с Гитлером, наступили трудные времена. Согласно Потсдамской декларации в стране установился оккупационный режим. Фактически это означало постоянное присутствие американских войск на территории Японии и внешний контроль над ее внутренней жизнью. Добавьте сюда ужасные разрушения, тысячи жертв Хиросимы и Нагасаки, экологическую катастрофу и неминуемую глобализацию. Конечно, всё это не могло не вызвать сопротивление со стороны местных жителей. Реакция японцев была самой разной: кто-то протестовал на площадях, а кто-то, как герои этой статьи, обратился к творчеству. Так появился буто — танец темной стороны человека.

Зарождение буто: отцы-основатели

Создатель буто Тацуми Хидзиката был десятым ребенком в крестьянской семье. Бедность и суровые погодные условия его родного региона на севере Японии определили интерес Хидзикаты к хтоническим силам природы. Когда твоя жизнь зависит от урожая — хочешь не хочешь, — а научишься уважать мать сырую землю. Окончив техникум, он начал брать уроки немецкого экспрессивного танца. И этот танец, возникший в начале XX века как альтернатива устаревшему классическому балету, оказал огромное влияние на становление буто:

Позже Хидзиката признавался, что последний заинтересовал его именно в силу своей немецкости: в школьные годы марширующие гитлерюгендовцы произвели на мальчика неизгладимое впечатление. В 1952 парень перебрался в Токио, чтобы вплотную заняться искусством. Классический танец казался ему скучным, но и западная современная хореография не удовлетворяла желание юноши создать что-то самобытное и живое.

В 1959 Тацуми Хидзиката поставил первый номер в стиле буто по сюжету романа Юкио Мисимы «Запретные цвета». В ходе представления Тацуми в роли старика соблазнял юношу, пока тот душил между ног живую курицу. Действо обернулось скандалом, а Хидзикату за изображение гомосексуализма и зоофилии исключили из ассоциации современного танца. Зато Мисима поддержал начинания молодого хореографа и вскоре стал его другом. Писатель ввел танцовщика в тусовку и познакомил со многими деятелями японского авангарда, в том числе с фотографом Эйко Хосоэ. Хосоэ как раз создал лабораторию джазового фильма и предложил Хидзикате придумать хореографию для экспериментальной короткометражки. Так в 1960 в свет вышла картина «Пупок и атомная бомба» (Heso to genbaku), повествующая о возрождении мира после атомной войны:

Молодой провинциал с большими амбициями Тацуми Хидзиката был типичным битником-тунеядцем: носил прическу «под Джеймса Дина», работал где придётся, имел проблемы с законом и увлекался французской модернистской литературой. Что и сказалось на формирования буто. В то время любимым писателем хореографа был Жан Жене. Отвергнутый обществом, вор и гей Жене создал собственный парадоксальный мир, где всё перевернуто вверх ногами: преступник, осужденный за убийство, становится святым, фингал под глазом — букетом фиалок, бедность — богатством, уродство — красотой. И первый танцевальный манифест Хидзикаты «В тюрьму» (1961) буквально пропитан идеями Жене:

«Мой танец имеет общую основу с преступностью, мужским гомосексуализмом, праздниками и ритуалами, потому что, как и они, явно выставляет напоказ свою бесцельность перед лицом общества, ориентированного на производство».

Со временем влияние европейской литературы на буто ослабело, Тацуми Хидзиката обратился за вдохновением к собственным корням. Поскольку Тацуми вырос в деревне, он всё детство наблюдал за тем, как тела взрослых искривляются от тяжелого физического труда. Эти изувеченные тела нашли отклик в душе Хидзикаты, их красоту он хотел воспевать вместо безупречных тел традиционных танцовщиков.

С японского слово «буто» часто переводят как «танцем тьмы», хотя это не совсем верно. На самом деле оно состоит из двух иероглифов: «бу» значит «танец», а «то» значит «топать». В противовес классической хореографии Хидзиката часто говорил, что предпочитает не летать, а топтаться на земле.

В 1949 Тацуми впервые увидел выступление Кадзуо Оно — танцора, который впоследствии станет выдающимся бутоистом и главным соратником Хидзикаты на первых порах становления его школы. Оно был на двадцать с лишним лет старше Хидзикаты. В отличие от своего дерзкого напарника, он успел многое повидать и даже повоевать в Китае и Новой Гвинее, прежде чем вернуться к танцу. Оно исповедовал христианство, и это нашло отражение в его практике буто. Но главным источником вдохновения для него была Архентина, танцовщица фламенко, чье выступление в 1926 заставило ещё совсем юного Оно принять решение посвятить свою жизнь хореографии. Ей он пытался уподобиться в своём первом сольном номере La Argentina Sho (1977):

Кадзуо Оно хоть и начинал как ближайший соратник и единомышленник Хидзикаты, довольно скоро отделился от него и сформировал собственный узнаваемый стиль. В то время, как многие исполнители предпочитали выступать практически голыми, Оно обычно наряжался в ветхие женские платья. В его танце не было ничего откровенно сексуального или шокирующего, это было скорее трогательное, чем устрашающее зрелище. Танцор двигался плавно и неспешно, будто хрупкая старушка, которая боится упасть. Вот, что он сам говорил о своем буто:

«Лучшее, что может сделать зритель во время моего выступления, это заплакать. Не так уж важно понимать, что я делаю; возможно, даже лучше не понимать, а просто реагировать на танец».

Кадзуо Оно стал настоящей поп-звездой буто, особенно востребованной за пределами Японии. В 2009, за год до смерти мастера, Antony and the Johnsons посвятили ему альбом The Crying Light. Фото Оно украсило обложку.

В 2010 великий танцовщик умер на 103-ем году жизни.

Такое разное буто

Буто — это не строгая школа, а скорее направление, объединяющее самых разных мастеров.

Sankai Juku — едва ли не самый известный в мире буто-коллектив, сформированный в 1975 мастером Ушио Амагатсу. Название группировки переводится как «студия у гор и моря», что олицетворяет безмятежность и спокойствие, характерные для их хореографии. Эти ребята возвели буто в ремесло. Начинать знакомство с необычным японским танцем стоит именно с Sankai Juku — их театрализованные представления с богатыми декорациями куда проще воспринять глазу обывателя, чем черно-белые записи андеграундных выступлений, поставленных Хидзикатой. Хотя они и уступают последним в правдивости.

Подвешивание — фирменный приём Sankai Juku. Один из номеров совершается на улице и предполагает подвешивание к фасаду здания. 10 сентября 1985 года во время представления в Сиэтле веревка не выдержала и один из танцоров погиб. Но шоу должно продолжаться, и уже через год коллектив повторил тот же номер в Вашингтоне.

Dairakudakan — ещё один буто-коллектив с давней историей и особенным стилем. Он появился даже раньше, чем Sankai Juku — в 1972 с руки Акаджи Маро (его вы могли видеть в «Убить Билла», например) и ученика Хидзикаты Ко Марабуши.

К слову, выступления Ко Марабуши заслуживают отдельного внимания. Тот случай, когда ни музыкальное сопровождение, ни декорации не нужны, чтобы приковать внимание зрителя и создать магическую атмосферу:\

На сегодняшний день одним из самых заметных современных танцоров, которым удалось сохранить дух старой школы, считают Масаки Ивану:

Поскольку поначалу за границей буто принимали даже лучше, чем на родине, то и неудивительно, что за время его существования заметные мастера жанра появились даже там, где этого меньше всего ожидаешь. Например, нигерийка Edoheart привнесла в буто пение и танцевальную традицию африканского народа бини:

Есть свои бутоисты и в Украине. Перформерка Лариса Венедиктова училась буто у Мин Танаки, ученика Тацуми Хидзикаты, и уже почти 20 лет использует принципы японского танца в практиках своей группы Tanzlaboratorium:

В Одессе пионером буто стал музыкант и перформер Дмитрий “Ouroboros” Дацков:

Буто: попытка определения

Буто — сложное явление, которое с трудом поддается дефиниции. С одной стороны, этот танец сформировался под влиянием немецкой экспрессивной хореографии и французской литературы. С другой, стал реакцией на глобализацию и попыткой возродить исконную японскую культуру но и кабуки. С третьей, он обращается к чему-то глубинному и общечеловеческому, что и позволило ему довольно быстро распространиться во все уголки света.

Кроме Жене, среди других литературных влияний на Хидзикату стоит упомянуть Арто. Театр жестокости во многом перекликается с идеями буто. Арто считал «жестокость» единственным средством, способным вывести зрителя из привычного оцепенения. Под жестокостью он понимал в первую очередь жестокость актера к самому себе, способность ради сценической правды принести в жертву собственную индивидуальность. Сам Хидзиката считал жертвенность «источником всякого труда». Жестокость буто проявляется, например, в полном отсутствии избыточных движений. Здесь нет места для украшательства: четкие и прерывисты жесты танцоров можно сравнить с агонией обезглавленной курицы, вкладывающей все силы в свои предсмертные конвульсии.

Тацуми Хизиката говорил, что идеалом буто для него есть осужденный на казнь по дороге к гильотине: он уже мертв, но изо всех сил хватается за жизнь. Как же бутоисты добиваются такого пограничного состояния сознания? В ход идут самые разные способы, иногда довольно опасные, вроде голодания или депривации сна, но есть и более специфические приемы. Вот что рассказала об этом Лариса Венедиктова:

«Хиджиката — основатель буто — говорил о том, что нет никакой техники, буто — это явление, которое уничтожает любую технику. И, в принципе, последующие поколения поддерживают эту мысль. Но у каждого великого танцовщика есть своя (или позаимствованная у учителя) школа подготовки тела к танцу, техники активизации сознания тела. Например, Мин Танака предлагает один очень сложный физический тренинг под названием «джампинг». Он заключается в том, что телу дают некую последовательность движений, которую оно не может выполнить (сознание или координация движений не справляются). Однако нужно продолжать стараться преодолеть невыполнимую задачу. Задача всех этих тренингов состоит в том, чтобы перестать контролировать тело, но при этом все равно оставаться в сознании, которое начинает работать на другом уровне. Принцип «джампинга» просто может быть описан как то, что вы одновременно одной рукой вращаете в одну сторону, другой — в другую, прыгаете при этом в другом темпе и ритме, чем движутся ваши руки и т.п. Тело выполняет такие упражнения, в которых мозг сбивается с привычного, чтобы научиться действовать уникально, по-своему».

Буто действительно концентрируется на темной стороне человеческого, но здесь важно не попасть в ловушку черно-белого мышления, которое так свойственно носителям европейской культуры. Темнота — это не что-то страшное или злое, а необходимая часть естественного хода вещей. В отличие от традиционного танца, буто отвергает фашистский культ красивого и безупречного, тем самым открывая дверь всему разнообразию жизни, которая на самом деле состоит из волшебства и грязи в равных пропорциях. Поэтому его можно назвать самым демократичным и бодипозитивным танцем на свете. Не нужно быть молодым, прекрасным и физически сильным, чтобы быть бутоистом. А вот без чего не обойтись, так это без умения думать и чувствовать.

Акаджи Маро, один из основателей Dairakudakan, однажды сказал в интервью, что буто — всего лишь японское название для движений, которые издревле знакомы человеку и появились гораздо раньше, чем танец. А это значит, что кажущаяся экзотической и странной на первый взгляд хореографическая форма, если копнуть глубже, оказывается близкой и понятной каждому, вне зависимости от пола, возраста, места жительства и языка, на котором мы говорим.

Источник

Японский танец буто что это

В рамках премьеры коллаборации Юко Касеки и PoemaTheater «Cell», Д К Трехгорка организовала лекцию Евгении Четвертковой о виде танца, не очень хорошо известном российскому зрителю — буто.
Выбор лектора был не случаен: Евгения Четверткова — участница компании «PoemaTheater», танцовщица и перформер, знает об истории буто, наверное, больше остальных. Более того, кроме теории и практики, Евгения также прикладывает много усилий для популяризации этого направления в России. Посещая многие мастер-классы по всему миру, знакомясь с мастерами буто, она использует эти связи для того, чтобы некоторые из этих артистов могли посещать Россию. Именно благодаря сотрудничеству Евгении и Д К Трехгорка мы сможем увидеть совместный перформанс японской танцовщицы из Берлина Юко Касеки и российской компании PoemaTheater.
21 февраля — CELL танцевальный перформанс Юко Касеки и PoemaTheatre. Билеты можно приобрести по ссылке.

Но помимо этих внешних характеристик буто имеет глубокий философский и культурный бэкграунд.
Попробуем определить, что же это такое. Бу/то — это 2 иероглифа (舞踏), которые обозначают танец и шаг.

Мне кажется, что это искусство использования особого психофизического состояния тела, его движений для создания абстрактной реальности перформанса, спектакля. И можно сказать, что это такой особый танец, ломающий и нарушающий каноны и традиции танца (если мы не будем вдаваться в подробности того, что делает современный танец).

Буто имеет дело, в первую очередь, с состоянием, качеством тела, с состоянием ума. Это очень свободный танец, в котором заложен огромный потенциал развития новых форм, т.к. буто имеет дело большей частью с «трансформацией».

Буто — это танец от сердца. Заходя с другой, более «спиритической» или метафорической стороны, можно сказать, что буто — «это танец на границе двух миров».

Существует расхожее мнение о том, что буто возник как реакция на атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки, это одновременно и так, и не так. Правильнее было бы сказать, что были разные предпосылки, о которых я расскажу ниже.

1.Национальный колорит и культура Японии, в частности, традиции театров, Но и Кабуки.
С одной стороны, в свои первые годы существования в перформансах буто артисты обращались к «низким» темам, проблемам низов общества, как и Кабуки. И язык движений был ярким и гротесковым.

+ Отсутствие традиции гендерного распределения ролей. Т. е. не обязательно мальчики играют только мальчиков, а девочки только девочек.

+ Использование белого грима, который призван стереть историю и личность, какой-либо след истории. Делает танцора белым листом.

С другой стороны, например, когда я читаю книгу Эудженио Барбы «Бумажное Каноэ», в которой он говорит об актерском «присутствии», из каких базовых элементов оно строится, он говорит об опыте актеров театра Но. В частности о выводе тела из баланса и о существовании разнонаправленных импульсов (тенденций) в движении, «экстра-обыденном существовании», т. е. не бытовом, о сдерживании экспрессии. И когда он об этом говорит, я понимаю, что эти принципы в общем-то и представляют основу сценического существования буто-артиста.

Постараюсь конкретизировать. Собственно, откуда берется энергия, ощущение заворачивающейся воронки пространства и времени вокруг танцора буто, даже когда он вроде бы ничего не делает. Почему наше внимание приклеивается к каждому его минимальному жесту?

Пример: я смотрела выступление Юкио Вагури и его команды, в частности, Такетеру Кудо в клубе «Дом» в 2007 году. Три артиста в белых платьях просто шли от задника на публику. Зал замер. Двигались они очень медленно. Это заставило меня заплакать, это их невероятное состояние. Кстати именно это впечатление, эта загадка манипуляции моим вниманием и возбудила интерес к буто. Как они это делают, в то время как они ничего не делают.

Источник