янжима баргузинская что надо взять
Богиня Янжима показывает свой лик не всем
Поездка к лику богини Янжимы у всех в Бурятии и не только в республике вызывает первую ассоциацию: она дарует «половинку» и детей.
Трудно сказать, сколько за десять лет открытия лика Янжимы, тут побывало семейных пар и одиноких людей, которые хотят простого человеческого счастья. Говорят, очень многим Янжима помогла.
Янжима – богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия. Она ассоциируется с чистотой, невинностью и творением нового.
Индийское имя богини Янжимы – Сарасвати. В глубокой древности в Индии была почитаема река Сарасвати. Светлая река Сарасвати, изливавшаяся с горных вершин, долго дарила ясность чувствам и мыслям людей. И на ее берегах многие находили прибежище для спокойных раздумий и вознесения молитв. Позже она вознеслась на небо, приняв облик вечно юной богини Сарасвати. На небесах стала она дарительницей знаний.
Для бурят Янжима – одна из самых почитаемых богинь, которая также считается богиней мудрости и покровительницей материнства, детей и студентов. Она дарует человеку всевозможные эстетические знания, красноречие, тонкий ум. Богине Янжиме поклоняются артисты и музыканты, поэты и художники. К ней обращаются бездетные женщины.
Считается, что божественная Янжима спустилась с небес в Баргузинскую долину, лежащую у подножия Баргузинских гор. В монгольских летописях XIII века земля к востоку от Байкала между Баргузинским и Икатским хребтами называлась «Баргуджин Тукум» – Край света. По легенде мать Чингисхана, Оэлун была уроженкой Баргузинской долины, а сам монгольский правитель дал наставление тайно похоронить его здесь – на земле предков.
Ламы считают, что богиня проявилась в местности Ярикто Баргузинского района не случайно. Недалеко находится священная гора Бархан Уула.
По легенде, в районе Баргузинской долины, лежащей у подножия Баргузинских гор, жили две сестры. Одна из них, Янжима, обладала прекрасным голосом, пела и радовала людей. В семье, которую она навещала, рождалось много детей. Однажды сестры вознеслись в нирвану, где стали дакинями – небесными принцессами. И вот в начале третьего тысячелетия богиня Янжима спустилась на землю, чтобы помогать людям.
В одном километре от села Ярикта Баргузинского района находится каменная скала, на которой в мае 2005 г. проявилось чудесным образом изображение танцующей богини высотой около 1 м.
По словам старожилов баргузинской долины, у скалы в начале XX века медитировал настоятель первого Баргузинского дацана Содой-лама, который обладал даром предвидения. А в 30-е гг. XX столетия здесь было захоронено имущество бывшего Баргузинского дацана.
Нерукотворный лик был обнаружен ламами традиционной буддийской Сангхи во главе с Пандито хамбо‑ламой Дамбой Аюшеевым, когда они пребывали в этой местности с целью обнаружения спрятанных в годы репрессий буддийских реликвий, а также определения места для строительства будущего дацана.
Причиной поисков послужила найденная дровосеками четырьмя годами ранее в расщелине скалы ритуальная пирамидка с изображением 1000 Будд, которая указывала на особое значение этого места. Сама местность называется «Уулзатараа», что в переводе означает «До встречи» или «Встреча»: здесь находятся две скалы, которые действительно как бы «встречаются» друг с другом. Говорят, именно в этом месте высший мир встречается с миром людей.
Когда ламы приступили к осмотру окрестностей и поискам реликвий, хамбо-лама Аюшеев вошел в состояние глубокой медитации, чтобы «увидеть», где спрятаны реликвии. В этом состоянии он пребывал довольно долго, и после прочтения мантры ясно увидел на скале в 20 м от себя посреди стволов деревьев лик божества. Он был очень четким и различался невооруженным взглядом. Удивительно, но до этого момента никто на этой скале никакого изображения не замечал.
С того времени лик богини Янжимы, обнаруженный на каменных глыбах близ села Ярикта Баргузинского района, стал предметом паломничества жителей Бурятии. На священном месте побывала и группа лам Иволгинского дацана.
Прекрасный образ танцующей богини Янжимы привлекает всех, ему поклоняются, его почитают, как святыню, к нему обращаются с молитвами о покровительстве и защите, едут издалека, чтобы увидеть и поклониться божественной силе и красоте. Многие считают, что проявление образа богини – это знак особого благоволения неба к забайкальской земле. В конце 2009 г. в Баргузинском районе рядом с местом проявления лика богини Янжимы началось возведение Цогчен дугана Баргузинского дацана или «Дворца богини Янжимы» – «Янжима бурханай ордон».
АРД напоминает о том, что ежегодное поклонение богине Янжиме состоится 23 мая. Так же мы благодарим турагенство «Альфа – тур», семейную пару Туяну и Баира, которые помогают всем желающим добраться до чудесной Янжимы.
Как рассказала Туяна, которая в силу своей работы очень часто бывает у лика Богини, она заметила, что по рассказам паломников, всем Янжима является в разных обличьях. Кому-то – беременной, кому-то в юбке, а кто-то ее видит с «телохранителем» рядом. Кому-то Янжима может и вовсе не показаться. Значит, не пришло время.
Иногда может неожиданно сломаться машина перед поездкой. Это, вероятно, тоже своеобразный знак того, что кому-то пока “ дорога закрыта».
Отправляясь в это поистине чудесное место Баргузинской долины, надо действительно ощущать значимость момента, ведь паломнический тур – это откровение, таинство и чудо одновременно.
Богиня Янжима всем является разной
Источник
+7(3012)64-13-26 ЗВОНИ!
тур к божественному лику Янжимы.с.Ярикто.
Дорогие друзья!
Приглашаем Вас посетить одно из величайших явлений нашего века- лик богини Янжимы, расположенный в Республике Бурятия! Поездка к богине Янжиме дарует всем огромный заряд положительной энергии и в то же время умиротворения, а также — знания, таланты, семью и долгожданных детей!
Вот, как описывается по официальным источникам географическое положение: В одном километре от села Ярикта Баргузинского района находится каменная скала, на которой в мае 2005 г. проявилось чудесным образом изображение танцующей богини высотой около 1 м.
По словам старожилов баргузинской долины, у скалы в начале XX века медитировал настоятель первого Баргузинского дацана Содой-лама, который обладал даром предвидения.
Нерукотворный лик был обнаружен ламами традиционной буддийской Сангхи во главе с Пандито хамбо ламой Дамбой Аюшеевым, когда они пребывали в этой местности с целью обнаружения спрятанных в годы репрессий буддийских реликвий, а также определения места для строительства будущего дацана.
Сама местность, где обнаружили лик богини называется «Уулзатараа», что в переводе означает «До встречи»: здесь находятся две скалы, которые действительно как бы «встречаются» друг с другом. Говорят, именно в этом месте высший мир встречается с миром людей.
Когда ламы приступили к осмотру окрестностей и поискам реликвий, хамбо-лама Аюшеев вошел в состояние глубокой медитации, чтобы «увидеть», где спрятаны реликвии.
В этом состоянии он пребывал довольно долго, и после прочтения мантры ясно увидел на скале в 20 м от себя посреди стволов деревьев лик божества. Он был очень четким и различался невооруженным взглядом. Удивительно, но до этого момента никто на этой скале никакого изображения не замечал.
С того времени лик богини Янжимы, обнаруженный на каменных глыбах близ села Ярикта Баргузинского района, стал предметом паломничества жителей Бурятии.
Прекрасный образ танцующей богини Янжимы привлекает всех, ему поклоняются, его почитают, как святыню, к нему обращаются с молитвами о покровительстве и защите, едут издалека, чтобы увидеть и поклониться божественной силе и красоте.
Многие считают, что проявление образа богини – это знак особого благоволения неба к забайкальской земле.
В конце 2009 г. в Баргузинском районе рядом с местом проявления лика богини Янжимы началось возведение Цогчен дугана Баргузинского дацана или «Дворца богини Янжимы» – «Янжима бурханай ордон».
Богиня Янжима, как Богиня-мать обладает, способностью дарить людям величайший дар — дар материнства. Ее чудесная способность дарить детей тем, кто давно ждет и уже отчаялся их иметь, является фактом многократно доказанными величайшей тайной истинного поклонения и веры.
Поэтому в нише под камнем, где была найдена «саса», в деревянной колыбельке всегда лежат детские вещи: игрушки, распашонки, пеленки. Это производит очень трогательное впечатление, когда представляешь, с какой надеждой в душе паломники едут сюда и от всего сердца просят Великую богиню о рождении детей. Многие приезжают, чтобы поблагодарить Янжиму за великий подарок – долгожданных детей.
ЭКСКУРСИОННАЯ ПОЕЗДКА К БОГИНЕ ЯНЖИМЕ
Продолжительность: 2дн/1н.
выезды каждую субботу, один раз в неделю
Программа поездки:
1 день. Выезжаем в 10.00 ч. утра от площади Советов «Театральная площадь» возле фонтана (г.Улан-Удэ)
Экскурсионная остановка — посещение женского монастыря в селе Батурино
Вторая экскурсионная остановка — в летнее время восхождение к роднику над Байкалом
— экскурсия по п. Баргузин и ночлег (благоустроенная гостиница).
2 день. Утром в 08.00 ч. выезжаем на место к «Лику богини Янжимы» — посещаем дуган и посещаем хурал (молебен), делаем поклонение Янжиме, простирание (земной поклон), проводится экскурсионная программа, после этого будет свободное время. Можно медитировать и молиться.
Возвращение в г.Улан-Удэ около 20.00 ч.
Стоимость 2х дневного тура: 5900 руб./при группе 12-13 человек.
В стоимость входит: трансфер, услуги гида-экскурсовода, услуги размещения в селе Ярикто.
в стоимость не входит: питание, личные расходы.
ЭКСКУРСИЯ К БОГИНЕ ЯНЖИМЕ (однодневный)
05-50ч. Сбор группы на остановке «Стрелка» в сторону пос.Верхняя Берёзовка
06:00 — Встреча с гидом, инструктаж пред выездом. Отъезд с Улан-Удэ.
08-30ч. перекус возле реки Хаим
13:00 — Прибытие в с. Ярикто
13:00 — 14:00 — Экскурсионная программа по радиальному маршруту, фотосессия
14:00 — посещение Лика Богини Янжимы
16:00 — выезд в Улан-Удэ
21:00 — Прибытие в Улан-Удэ на площадь Советов
С собой брать — сухой паёк (перекус в дорогу), одежда должна соответствовать полу. Женщины желательно, не должны быть одеты в брюки.
В стоимость включено: трансфер на автобусе (Улан-Удэ — Ярикто — Улан-Удэ), экскурсия, подготовительный инструктаж, гид, фотографирование.
Прикосновение к феномену «Янжимы» лечит души людей, возле нее приходит ясность ума и сердца, каждый приобретает силы для преодоления жизненный трудностей. Чудотворное влияние богини ощущают все независимо от национальности, от вероисповедания.
Если у Вас есть возможность поехать сейчас, то не откладывайте поездку, не каждому предоставляется «дорога» в это сакральное место.
По свежим объявлениям и наборам групп смотрите в социальных сетях «Сайхан-тур»- https://vk.com/saihantur
наши контакты:
тел. +7(3012) 64 13 26,
тел. +7 924 770 87 73
тел. +7 9025 64 13 26 viber, whattsApp, telegram
instagram— saihantour
наши сайты: saihantur.ru, saihantour.ru
наша электронная почта e-mail: saihantur@mail.ru
АДРЕС: Улан-Удэ, Советский р-н,ул.Ленина, 49А, БЦ «Премиум», 2 этаж, офис 205А. (возле консульства Монголии).
В летний период и в дни каникул бывает большая загруженность (трансфера, гидов, водителей), поэтому всех настоятельно просим ЗАРАНЕЕ бронировать данный тур или предупреждать о своём желании поехать — заблаговременно!
Индивидуальный трансфер: минивен тойота альфард, 5 мест стоимость 20тыс.руб./на всех.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СВЯТОМ МЕСТЕ «БОГИНЯ ЯНЖИМА — САРАСВАТИ»
ОБЯЗАТЕЛЬНО К ПРОЧТЕНИЮ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПОЕЗДКЕ:
#янжима #сайхантурянжима #богиняянжимакакдоехать #каккупитьтурнаянжиму #поездканаянжимусуланудэ #янжимамолебен #янжимапомогает #помощьтворческимличностям #сайхантурмашинанаянжиму #ярикто #ярикта
Источник
Кому помогает богиня Янжима?
Многие слышали о богине Янжиме, лик которой проявился на камне близ села Ярикто Баргузинского района Бурятии. Для верующих это знак особого благоволения неба к забайкальской земле. Однако больше она известна как богиня, дарующая детей, семейное благополучие, успех в творчестве. Есть тысячи историй, которые из уст в уста рассказывают люди, которым она помогла. Люди едут издалека, чтобы увидеть и поклониться божественной силе и красоте. Если вы тоже хотите посетить это святое место и обратиться к богине с просьбой — читайте нашу инструкцию.
Начнем с истории
Янжима (тиб. Yang Chenmo, санскр. Сарасвати) является богиней искусств, наук, ремесел и мудрости. Она также известна как покровительница детей и студентов и ассоциируется с чистотой, невинностью и творением всего нового. Поэтому на праздник Янжимы съезжаются желающие родить женщины, а также артисты, спортсмены, студенты и др. Каждый год в день годовщины проявления богини устраиваются концерты и спортивные соревнования.
Как обнаружили место?
Впервые лик богини в Баргузинской долине смог разглядеть Пандито хамбо-лама Дамба Аюшеев. Видение появилось в тот момент, когда принималось решение о строительстве дацана.
В 1996 году местный житель заготавливал дрова и нашел под камнем шкатулку. Он открыл ее и увидел ритуальную пирамидку с изображением 1000 Будд. Мужчина испугался и закрыл шкатулку. Про находку долго не вспоминали.
Затем, в 2005 году, когда ламы традиционной буддийской сангхи во главе с Пандито хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым прибыли в эту местность, чтобы определить место для строительства будущего дацана, им рассказали эту историю. Было решено пирамидку найти. Через 3 часа, когда все устали от поисков, хамбо-лама Аюшеев вошел в состояние глубокой медитации и спустя продолжительное время ясно увидел на скале в 20 метрах от себя посреди стволов деревьев лик божества. Лик был четким и был виден невооруженным взглядом. Удивительно, но до этого момента никто на скале никакого изображения не замечал.
Здесь же, неподалеку от священной горы Уулзахаа, нашли буддийские реликвии. В годы репрессий 30-х гг. XX столетия их спрятали ламы Баргузинского дацана, который спасти от разрушения не удалось.
После столь ценных находок вопрос о строительстве дацана был решен. С того времени лик богини Янжимы, обнаруженный на каменных глыбах, стал предметом паломничества.
Что с собой брать?
В основном люди едут к богине с просьбами о замужестве и рождении детей.
Богиня Янжима, как богиня-мать, обладает способностью преподносить людям величайший дар — дар материнства. Если вы просите детей, то в дар богине нужно оставить игрушку. Для этого в месте поклонения установлена специальная колыбелька.
Если вы просите богиню об удачном замужестве, то подношением служат украшения. Бусы или серьги, свои или новые — не так важно, важна искренность, с которой вы молитесь.
Прикосновение к феномену Янжимы лечит души людей, возле нее приходит ясность ума и сердца, каждый приобретает силы для преодоления жизненных трудностей. Чудотворное влияние богини ощущают все, независимо от национальности и вероисповедания.
Что нужно делать?
По приезде в Баргузинский дацан необходимо сделать гороо (обойти по часовой стрелке) цогчен дуган (главный храм). Зайти внутрь, сделать гороо-обход и поклониться божествам. Привезенные с собой чай, молоко, далга (печенье, конфеты) нужно оставить в дацане. Не нужно их нести наверх к богине.
Далее нужно подойти к кассе и заказать молебен согласно расписанию. Названия хуралов и их значение можно спросить на месте. Затем обратиться к одному из лам. На территории дацана стоят домики, где принимают ламы. Рассказать, с какими просьбами вы приехали к богине Янжиме. Лама подробно расскажет и объяснит, что нужно делать в дальнейшем.
— К примеру, люди, которые хотят детей, должны сначала узнать причину их отсутствия, — рассказывает шэрээтэ-лама (настоятель) Баргузинского дацана Цыден Намжилов. — Бывает, пара не подходит по мэнгэ (буд. термин означает совместимость) или их преследуют кармические несчастья, родовые проклятия. Может быть, дело в медицинских показателях. Для каждого индивидуально. В зависимости от этого ламы объясняют, как их снять и как быть дальше. Посоветуют, какой ритуал совершить или заказать мантру.
Мы рекомендуем привозить с собой игрушки (если хотят детей), бусы и хадаки пяти цветов (для замужества или женитьбы). Можно принести несколько игрушек сразу. Поднявшись по деревянному настилу наверх к лику богини, подношения стоит оставить на специально оборудованном месте.
Далее нужно обойти место 21 раз, проговаривая мантру богини Янжимы: «Ом нама сара садже сухаа».
Здесь есть свои тонкости. Сделав семь раз гороо, нужно остановиться у лика и пристально вглядеться в изображение на камне. На это должно уйти не менее пяти минут. Далее надо совершить еще 7 гороо и опять присмотреться к лику. И так три раза.
Если каждый раз изображение меняется, то это считается хорошим знаком. При этом человеку Янжима может явиться в абсолютно разных образах.
После этого нужно поблагодарить богиню, забрать принесенные с собой вещи и спуститься. Бусы можно оставить, потому как из них ламы делают украшения для дацана. В течение трех дней игрушку или бусы следует хранить дома, спрятав от глаз чужих людей.
По истечении трех дней игрушку следует отдать в детский дом или подарить ребятам из малоимущих семей. При этом лама объясняет, что игрушку нужно отдать тому ребенку, который искренне обрадуется подарку. У детей, которые избалованы вниманием, всевозможными игрушками, ваш подарок затеряется и не будет восприниматься как нечто нужное. От этого сила просьбы и желания может ослабиться.
Также следует позаботиться о гостинцах и вкусных угощениях для детей, которым преподносится подарок.
Как добраться?
Село Ярикто расположено в Баргузинском районе Бурятии в 350 километрах от Улан-Удэ. Можно поехать на личном транспорте. Также из Улан-Удэ курсируют ежедневные рейсовые автобусы.
Использована информация сообщества «События в Улан-Удэ».
Источник
Tuva.Asia / Новые исследования Тувы
Аннотация: В статье рассмотрены ежегодные трехдневные ритуалы поклонения буддийской богине Янжиме в Баргузинском и Курумканском районах Республики Бурятия: обряд поклонения духам воды «Лусууд Тахилга», обряд поклонения хозяину горы Бархан-Уул, молебен в честь богини Янжимы и ее проявления на священном камне.
Статья подготовлена при поддержке гранта РНФ № 14-28-00045.
Ключевые слова: традиционные верования, буддизм, шаманизм, буряты, богиня Янжима, этнография, архаизация, религиозный синкретизм.
Rituals of worship towards Goddess Yanzhima in the Barguzinsky District of the Republic of Buryatia
Abstract: Annual three days rituals of worship towards Buddhist goddess Yanzhima in the Barguzinsky and Kurumkansky districts of the Republic of Buryatia are considered in the article: the ritual of worship towards water spirits «LusuudTakhilga”, the ritual of worship towards the owner of the mountain «Barkhan-Uul”, praying and worship towards Goddess Yanzhima and the celebration of her appearance on the sacred stone.
Keywords: traditional believes, Buddhism, Shamanism, Buryats, goddess Yanzhima, ethnography, archaization, religious syncretism.
В 2005 г. глава Буддийской Сангхи России Хамбо-лама Дамба Аюшеев узнал об этом случае, и в связи с этим он вместе с ламами и местными жителями посетил Баргузинский район. После проведенной медитации Д.Аюшеев и его спутники нашли шкатулку, внутри которой находилась ритуальная пирамидка «саса» («ступа тысячи Будд»). По мнению лам, она указывала на особое значение этого места, так как там ее оставил во время медитации в конце XIX в. ширээтээ Баргузинского дацана Цыден Содоев, широко известный среди буддистов как Соодой-лама. Верующие считают, что божество мудрости и искусства Янжима была главным объектом визуализации Соодой-ламы. В буддизме она является супругой Манджушри. В свою очередь, Цыден Содоев почитается в Тибете как перерожденец известного йогина и философа Нагарджуны, основоположника Махаяны, учения «Срединного пути», переданного ему самим Манджушри.
Янжима (тиб. Yang Chenmo, санскр. Сарасвати) является богиней искусств, наук, ремесел и мудрости. Она также известна как покровительница детей и студентов и ассоциируется с чистотой, невинностью и творением всего нового. Поэтому на праздник Янжимы съезжаются желающие родить женщины, а также артисты, спортсмены, студенты и др. Каждый год в день годовщины проявления богини устраиваются концерты и спортивные соревнования.
Необходимо отметить, что празднику предшествуют два других буддийских обряда. Сначала проводится молебен «Лусууд тахилга» в честь духов воды нагов. Наги (санскр.), или лусууд (тиб.), которые представляют собой змееподобных обитателей вод, обладающих тайным могуществом. Затем совершается поклонение «Бархан тахилга» на горе Бархан-Уул. После этого ламами читается молебен богини Янжимы, и организуется праздничное мероприятие.
Опишем последовательно каждый обряд.
Обряд поклонения духам воды «Лусууд тахилга»
Молебен в знак почитания духов воды нагов проводился 12 мая 2012 г. возле реки Магжан в Курумканском районе неподалеку от деревни Хонхино. Описание обряда зафиксировано мной со слов его участницы Ч. Т. Очировой:
«До того, как начинается обряд необходимо подготовить молоко для подношения. Надо также записать на листочке имена и год рождения всех членов семьи, за благополучие которых ты хочешь заказать молебен. Нужно взять с собой ритуальные ленточки сэмэлгэ по количеству членов семьи, печенье и конфеты для «даалга» (подношение). Утром все собираются у реки, ламы начинают читать молебен. Также в это время завязываются сэмэлгэ. Во время молебна ламы подходят к реке и льют в нее молоко. После этого все подходят к реке со своим молоком, и льют его в воду. Далее ламы читают молебен. В конце мы подносим даалга, и расходимся» (ПМА).
Информант отмечает, что молоко для подношения должно было быть взято у красной коровы или у белой козы (ПМА). Ламы объясняют это тем, что данный вид коров и коз производит наиболее жирное и питательное молоко. Этот обряд очень близок по своему содержанию доламаистскому культу воды. Почтение духам воды также оказывают шаманы.
Основное отличие между ламаистскими и шаманскими обрядами заключается в том, что шаманские «тахилга» обычно подразумевают жертвоприношения в виде убитых животных, что запрещается делать при обрядах в тибетском буддизме.
Обряд поклонения хозяину горы Бархан-Уул
Данная церемония проводилась 13 мая 2012 г. на священном месте для баргузинских и курумканских бурят — горе Бархан-Уул. Местные жители считают ее самой высокой точкой Баргузинского хребта и верят в то, что на плато Тэптэхэ, находящегося у вершины горы, в давние времена располагалось стойбище легендарного Бортэ-шоно, предка Чингисхана в десятом поколении (Будаев, 2012: 3). В сакральном месте ежегодно проводятся различные обряды, в т. ч. Бархан тахилга, обо и др. Хозяин горы, или, как его уважительно называют местные жители Бархан баабай (отец Бархан), почитается и буддистами, и шаманистами (ПМА). Он считается покровителем всей Баргузинской долины. Б. Ц. Гомбоев пишет, что в XIX в. буддийские проповедники в данной местности переименовали «хозяев» наиболее известных гор, среди которых оказалась и Бархан-Уул. Тибетским духом-хозяином сакрального места стал «Бальган-Шальша», «ламаистское существо с четырьмя головами» (Гомбоев, 2006: 220). Это имя было занесено в культовые обрядники Тибета.
Обряд поклонения «Бархан тахилга» проводился на следующий день после «Лусууд тахилга». Местные жители пояснили, что за день до этого надо купить пачку чая, бутылку водки, пакет молока, печенье и конфеты для подношений. Также нужно взять с собой сэмэлгэ и листок с записью всех членов семьи с наименованием года их рождения, согласно тибетскому календарю.
Рано утром мы поднялись на гору к месту молебна, где на специально отведенные столы люди ставили «даалга» (печенье, конфеты, чай и др.), наливали в ритуальные тазы водку и зажигали «зула» (масляные лампадки) возле портрета Соодой-ламы. Перед началом молебна участники обряда завязывали сэмэлгэ на ветки деревьев и отдавали хуваракам листочки с именами родных. На Бархан тахилга присутствовало около трехсот человек, и, по мнению моих курумканских информантов, среди них было много приезжих (ПМА).
Молебен проводил Хамбо лама Дамба Аюшеев и другие известные ламы, настоятели районных дацанов Бурятии. Церемония во многом напоминала буддийский обряд «цог», в течение которого духам местности подносилось «даалга», хувараки и местные жители рабрызгивали «сэржэм» (подношение молока или водки местному хозяину).
В конце молебна присутствующие садились на землю, брали на руки «даалга» и совершали символическое подношение круговыми движениями со словами «А-хурай! А-хурай!» («Да будет благо!») в такт чтению молитвы. После молебна люди подходили по очереди к ламам, чтобы получить от них «адис» (благословение, дающееся прикосновением ламы к макушке головы книгой для молебна или рукой) и попробовать аршан (бур. «освященная вода»), который берется левой ладонью и подносится ко рту и ко лбу. По традиции, каждый взял с собой «даалга» для того, чтобы угостить членов своей семьи и родственников.
Молебен и праздник, посвященные годовщине проявления богини Янжимы
Заключительным и наиболее масштабным мероприятием стали молебен и празднование годовщины проявления богини Янжимы в Баргузинском дацане.
14 мая 2012 г. рано утром я подъехала к Баргузинскому дацану, где на входе всех встречали хувараки.
Возле дацана можно было купить сэмэлгэ и хадаки (ритуальные шарфы), а также записать имена и годы рождения своих родных для чтения молебна за их благополучие. На столах раскладывались в развернутых целлофановых пакетах «даалга», открытые банки с молоком и откупоренные бутылки водки, так как, согласно традиции, напитки и пища должны быть доступны для того, чтобы местные духи могли их беспрепятственно попробовать (ПМА). Затем все поднимались на гору Уулзаха к священному месту с камнем, на котором проявилось изображение богини. Там уже собрались ламы и начали читать молебен.
Затем все спустились к дацану, где ламы провели обряды подношения «даалга» и «сэржэм». После обеденного перерыва все приехавшие могли присоединиться к празднику. Проводились традиционные соревнования по вольной борьбе «Эрхын гурбан наадан» («Игры трех мужей») с участием борцов с разных районов Республики Бурятии, по стрельбе из лука и скачки. Также можно было посмотреть концерт, на котором выступали звезды бурятской эстрады, танцевальные и творческие коллективы и ансамбли.
Таким образом, с каждым годом праздник, посвященный годовщине проявления богини Янжимы, приобретает все более светский характер и привлекает к себе большое количество приезжих не только из Бурятии, но и из других российских регионов, в том числе из других стран. Информация о празднике заблаговременно появляется в центральных масс-медиа. Видеозаписи с молебна транслируются в новостях на центральных телеканалах «Бурятия» и «Аригус». Действие становится одним из наиболее массовых и популярных событий в современном бурятском обществе.
Большую заслугу в трансляции буддийских ценностей в общественное сознание жителей Республики Бурятии нужно отнести начатому бурятскими ламами процессу возрождения имени наиболее известного уроженца Баргузинской долины Цыдена Содоева. С его деятельностью связаны находка буддийской реликвии «саса», проявление изображения богини Янжимы, реконструкция Баргузинского дацана и укрепление начатого им процесса ламаизации языческих культов бурят. Возвращение из забвения имен выдающихся деятелей бурятского буддизма конца XIX — началаXX в. становится ключевым фактором возрождения буддизма в России.
Возрастание роли буддизма в общественной жизни Бурятии связано во многом с использованием древних мифов и легенд о богах, духах и хозяевах гор, т. е. адаптации архаических пластов культуры в современных буддийских обрядовых действиях. Опираясь на интерпретацию Ч. К. Ламажаа, отметим, что архаизация этнической группы баргузинских бурят напрямую связана с ассимилированием мифологических символов бурятской культуры с буддийскими, которые последовательно конструируются буддийскими деятелями (Ламажаа, 2013: 40–41). Предположительно, во многом архаизация связана с религиозным синкретизмом, который выступает ее наглядной иллюстрацией. Выявленные тенденции берут свое начало сXIX в. (период прихода буддийских деятелей на территорию Баргузинской долины), которые были приостановлены в течение советского периода, но продолжаются в настоящее время. В связи с отдаленностью от центра и с тем, что баргузинские буряты относятся по своему происхождению к западным бурятам, у которых традиционные верования являлись доминирующими на протяжении длительного времени, Баргузинский и Курумканский районы подверглись наименьшему влиянию буддизма в досоветский период. В конце XX — начале XXI в., на материале полевых исследований, можно констатировать возрождение и усиление позиций буддизма в этом регионе.
Богиня Янжима. Баргузинский дацан (2009). Улан-Удэ : АО Барис. 32 с.
Будаев, В. (2012) Баргузинская долина — прародина баргутов // Огни Курумкана, № 19 (6111) от 11 мая. С 5.
Гомбоев, Б. Ц. (2006) Культовые места Баргузинской долины. Улан-Удэ : ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ. 287 с.
Ламажаа, Ч. К. (2013) Архаизация общества: Тувинский феномен. М. : Книжный дом «Либроком». 272 с.
1. Бодиева Лидия Галсановна, 1940 г. р., с. Курумкан, Курумканский район, Республика Бурятия. Интервью проведено в с.Ярикта, Баргузинский район, 14 мая 2012 г.
2. Гармаева Юмжир Санжеевна, 1938 г. р., с.Курумкан, Курумканский район, Республика Бурятия. Интервью проведено в с.Курумкан, Курумканский район, 13 мая 2012 г.
3. Лыгденова Светлана Санжеевна, 1957 г. р., с.Курумкан, Курумканский район, Республика Бурятия. Интервью проведено в с.Барагхан 13 мая 2012 г.
4. Очирова Чимита Тыхеевна, 1969 г. р., с. Курумкан, Курумканский район, Республика Бурятия. Интервью проведено в с.Курумкан, Курумканский район, 12 мая 2012 г.
Источник