янтарь натуральный не дк что значит
Как не дать себя обмануть, правильно читая бирки на ювелирных изделиях
Довольно часто нам приходится отвечать на вопрос: «Как разобраться с тем что написано на бирке ювелирного изделия с натуральными камнями? Что означают все эти буквенно-цифровые сокращения?» Вопрос этот интересует многих и звучит довольно часто.
Небольшая бирка, которая прикреплена к изделию с драгоценным камнем, содержит в себе интересную и полезную информацию.
Вот только разобраться в этой «абракадабре» из цифр и букв простому обывателю порой не под силу. О чем нам расскажет ярлычок, мы и попробуем разобраться ниже.
Во многих зарубежных странах представленные на прилавках магазинов ювелирные изделия имеют только ценники. Всю же интересующую информацию покупатель получает от продавца, как представителя магазина, гарантирующего подлинность изделия.
При покупке, продавец от имени предприятия-изготовителя и магазина выдает покупателю соответствующий документ, которым, как правило, является Сертификат на изделие.
По нашему российскому законодательству, Сертификаты на ювелирные изделия выдаются лишь на украшения с бриллиантами весом свыше 1 карата. Для всех остальных изделий Сертификаты соответствия качества заменяют бирки или этикетки.
Такие «ухищрения» связаны с тем, что производители часто жалуются на мизерные размеры бирок, указанные в стандарте. А ведь на этих бирках необходимо поместить всю нужную информацию о предприятии-изготовителе, а также исчерпывающую информацию об самом изделии и драгоценных камнях, входящих в состав украшения.
Сам дизайн ювелирных бирок очень разнообразен – от простеньких прямоугольных этикеток до художественно-оформленных красочных книжечек. Это происходит оттого, что заводы–изготовители заказывают разработку дизайна и печать бирок с индивидуальным макетом исходя из собственных предпочтений, бюджета и маркетинговой политики.
Для многих заводов–изготовителей ювелирная бирка стала своеобразным «рекламным буклетом», их «визитной карточкой». Единым здесь является лишь соблюдение всех нужных размеров и стандартов заполнения.
Бирки должны быть прикреплены к изделиям нитками и опломбированы. Это требование обязательно для всех изделий с драгоценными камнями.
А теперь давайте подробно рассмотрим, что за информацию мы видим на бирке, и как нам понять, что же это означает.
И если основная информация в принципе вопросов не вызывает, то вот с полем «характеристика вставки» вопросы возникают регулярно, так как выглядит эта «характеристика» как буквенно-цифровая аббревиатура. Давайте вместе попробуем разобраться, что же там «зашифровано».
Стандарт ОСТ 117-3-002-95 дает только пример последовательности записи в бирке ювелирного изделия характеристик драгоценных камней, от которых зависит их коммерческая стоимость. Такими характеристиками являются: форма, вид, тип и качество огранки, цвет, группа дефектности и масса в каратах.
Вот только из-за того, что бирка имеет небольшой размер, нанести большой объем информации на нее не получается. Поэтому в нормативных документах было разрешено вносить названия камней и некоторые другие характеристики, используя сокращения.
Порядок записи даже в сокращенном виде всегда один. При нанесении аббревиатуры камня строго соблюдаются следующие правила:
Во-первых, если в составе изделия несколько камней, то информация о них располагается на бирке в определенной последовательности: сначала описываются камни бриллиантовой группы, затем драгоценной, потом полудрагоценной, далее органического происхождения, поделочные и искусственные камни.
Сама информация о камне также записывается в определенной последовательности: сначала количество камней, затем наименование, форма, огранка, вес в каратах, цвет и чистота.
Во-вторых, разрешено группировать камни по размерам внутри одного наименования. Так, например, если в украшении есть несколько сапфиров со схожими характеристиками формы и огранки, входящих в одну категорию размерности, их количество и веса суммируются.
В-третьих, в зависимости от типа камня установлен перечень информации, вносимый на бирку. Ниже приведен перечень информации для разных типов камней:
В-четвертых, при внесении информации о наименовании камня допускается его сокращенное название.
Давайте разберем на примерах форму записи характеристик различных драгоценных камней.
Начнем с самого дорого камня – бриллианта.
Как я уже писал ранее, вслед за указанием количества и наименования камней должна быть написана их форма огранки.
Чаще всего при огранке бриллианту придают форму «Круг». Именно эта фигура видна если смотреть на камень в проекции «сверху». Считается, что это оптимальная форма для максимального преломления лучей света и отражения их через верхнюю площадку.
Камень в этом случае «играет» во всю силу и раскрывает всю свою красоту. В настоящее время классическим бриллиантом считается алмаз, ограненный бриллиантовой огранкой на 57 граней и имеющий круглую форму.
После указания формы огранки записывают двухзначное число, которое означает количество граней у камня.
Следующая характеристика – вес бриллианта. Он указывается в каратах. 1 карат = 0,2 грамма. Обычно записывается в виде дроби в десятичном виде с тремя знаками после запятой. Хотя иногда производители указывают и всего два знака после запятой.
Такая точность связана в первую очередь с очень высокой ценой бриллиантов. Разница даже в сотую долю карата имеет значение при ценообразовании.
Кроме того, цена бриллиантов в зависимости от их веса растет не в арифметической прогрессии, а в геометрической: цена за карат у бриллиантов весом 0,29 ct и 0,3 ct различна, так как бриллианты 0,29 ct относятся еще к мелким и ценятся меньше чем 0,3 ct, которые относятся уже к средним.
По той же аналогии цена за карат у бриллиантов 0,99 ct, которые относятся к средним, существенно ниже чем у бриллиантов весом от 1 ct, считающимся уже крупными. Бриллиант в 2 ct стоит в 3 раза дороже однокаратника, а в 3 ct — в 10 раз дороже. И чем больше вес, тем такая прогрессия растет быстрее. Бриллиант в 10 ct оценивается уже в 100 раз дороже однокаратника.
Далее пишут две цифры через дробь.
Первая цифра обозначает цвет камня. Цвет бриллианта может варьироваться от 1 до 9 — от практически бесцветных бриллиантов до черных. За отсчет принимают цифру «1», что соответствует абсолютно бесцветному камню, который в природе практически не встречается. Иногда цвет обозначается как «6-1», «8-4», «9-2» и т. д. Тогда цифра после дефиса обозначает степень интенсивности цвета в пределах одной цветовой группы.
Так, например, цифра «8» означает, что дефект будет виден невооруженным взглядом, «5» – видны в 10-кратную лупу, «3» – дефект сможет увидеть только профессионал при помощи «продвинутых» приборов, ну а «1» среди природных, а не искусственно выращенных, камней практически не встречается.
Ну и в самом конце буквой указывается качество огранки. Буквами от А до Г обозначается 4 группы качества огранки: А (отличная), Б (хорошая), В (удовлетворительная) и Г (неудовлетворительная).
Что касается рубинов и сапфиров, то для оценки их характеристик существуют несколько иные технические условия. Согласно им, при описании камней указываются: количество камней; форма и размер камня; вес камня в каратах; группа цвета; группа чистоты; качество огранки.
При указании формы и размера камня производители часто указывают только диаметр камня в миллиметрах, если камень круглой формы. А если его форма фантазийная, то просто указывается размер в миллиметрах в виде Длина * Ширина.
Стоит отметить, что производители не всегда используют при заполнении бирок римские цифры, а зачастую указывают группу цвета арабскими цифрами, более привычными нам.
Группа чистоты камня может варьироваться от 1 до 4. Чем меньше цифра, тем выше чистота и, соответственно, дороже камень.
Для оценки производственных дефектов предусмотрены 4 группы качества огранки: А (отличная), Б (хорошая), В (удовлетворительная) и Г (неудовлетворительная).
Менее определенной является запись характеристик для вставок из обработанных изумрудов. Отраслевой стандарт ОСТ 117-3-002-95 не требует указания в реквизитах формы и типа огранки, а только ее вида, т.е. огранки вида «кабошон» или «фацетная».
Для оценки цвета для изумрудов установлены 5 групп. Они, также, как и у рубинов с сапфирами, обозначаются римскими цифрами от I до V. И здесь опять стоит отметить, что производители не всегда используют при заполнении бирок римские цифры, а зачастую указывают группу цвета арабскими цифрами.
В заключение отмечу, что в настоящее время в различных нормативных документах нередко встречаются противоречия и неоднозначность в названиях и определениях одних и тех же понятий и величин. Поэтому каждое предприятие-изготовитель по-своему трактует нечетко прописанные правила. Не редки случаи, когда бирки заполняются с некоторыми отклонениями от описанных мной правил, что тоже следует учитывать.
Теперь для вас не составит труда прочесть зашифрованную производителем украшений информацию о камнях. Проверьте себя:
Источник
Янтарь не ДК — значение
Янтарь представляет собой ископаемую смолу, относится к классу органических соединений. Камни нашли широкое применение в производстве ювелирных изделий, украшений. Высокий уровень современных технологий позволяет имитировать янтарный камень. При этом качество подделки настолько высокое, что не всегда можно отличить от природного материала.
Существует большое количество вариантов, как отличить янтарь от подделки – сделать это можно даже по внешнему виду и запаху. Также же важно понимать, что собой представляет минерал. Природный натуральный янтарь – это камень, который был найден в глубинах Земли и прошел процесс шлифовки и полировки. Только такие изделия обладают целебными и магическими свойствами.
Янтарь не дк, что это значит
Приобретая изделие в ювелирном магазине, можно заметить надпись на бирке «янтарь не д/к». Сразу же появляются соответствующие вопросы: «Янтарь не д/к: что это значит?»
Все очень просто и надпись означает – не драгоценный камень. Как известно, для производства украшений (колец, браслетов, бус, брошей и многого другого) используют небольшие кусочки, которые проходят предварительный процесс обработки. Кусок, вес которого составляет 1 кг и больше, считается драгоценным камнем, найти его в свободной продаже не предоставляется возможности.
Как проверить янтарь на подлинность
Как показывает практика, чаще всего подделки продают через интернет-магазины. Проверить подлинность янтаря по предоставленному фото практически невозможно, чем и пользуются злоумышленники. Самый оптимальный вариант – приобретать украшения в обычных магазинах, где изделие можно подержать в руках. Существует ряд способов, позволяющих отличить оригинал от фальшивки, как в домашних условиях, так и в магазине.
В домашних условиях
Внешний вид изделия
Отличить настоящий янтарь от искусственного можно по внешнему виду. Для этого необходимо внимательно посмотреть на изделие, как правило, натуральные камни не отличаются идеальным внешним видом. Образование происходит на протяжении длительного времени, в итоге внутрь попадают не только воздух, но и насекомые. В результате появляются трещины небольшого размера и пузыри.
Еще один вариант, как отличить янтарь по внешнему виду – оценить цвет. Если камень имеет природное происхождение, то его окрас будет варьироваться от темно-коричневого до желтого. Иногда могут встречаться редкие экземпляры: салатовые, красные, молочные. Все остальные оттенки можно смело относить к подделкам.
Важно! Если внутренний узор на бусах одинаковый, это свидетельствует о том, что был использован камень синтетического происхождения.
Ультрафиолет
Выявить фальшивку в домашних условиях поможет ультрафиолетовая лампа либо фонарик. Если изделие подлинное, то можно увидеть свечение голубого цвета – яркость зависит от уровня прозрачности камня. Тем прозрачнее камень, тем ярче будет свечение.
Кроме того, у натурального изделия можно увидеть внутреннюю структуру – воздушные пузыри, трещины, наслоения. Если камень не прошел предварительную обработку, то свечение будет коричневого оттенка. Прессованный камень светится неравномерно, что сразу же бросается в глаза.
Горение
Проверить на подлинность поможет огонь. Для этого отлично подойдет зажигалка, к огню которой подносят изделие на 3-4 секунды. Если изделие натуральное, то в месте соприкосновения с огнем оно начнет гореть и кипеть. Если продолжить держать камень над огнем, то горение не остановится.
Несомненно, прибегая к такому методу можно испортить изделие, но зато можно будет со 100% вероятностью понять, что именно в руках — подделка или оригинал.
При необходимости есть еще один способ, как отличить натуральный янтарь при помощи огня, который менее травматичен. Для этого потребуется взять иглу, нагреть ее, после чего приложить к образцу. От изделия природного происхождения поднимется дым белого цвета и появится запах смолы.
Важно! От подделки будет исходить химозный и очень резкий запах.
Растворитель
Как показывает практика, искусственный образец неустойчив к растворителю. Для этого потребуется взять ватный диск, смоченный ацетоном, эфиром либо этиловым спиртом, после чего приложить его в изделию. Настоящий янтарь останется неизменным, а вот подделка подвергнется разрушению. Кроме этого, будет изменен цвет, а поверхность станет матовой и неровной.
Не рекомендуется держать растворитель больше 5 секунд, так как от длительного воздействия может разрушиться и натуральный образец. Именно по этой причине ювелиры не рекомендуют пользоваться растворителем в качестве средства для очищения украшений.
При помощи растворителя можно легко обнаружить амброид – прессованный янтарь. Если изделие из такого материала соприкоснется с эфиром, то поверхность станет липкой.
Важно! Синтетическая продукция способна выдержать контакт со спиртом, однако при взаимодействии с ацетоном разрушения не избежать.
Запах
Еще один популярный вариант, как отличить настоящий янтарь от фальшивого – запах. Рекомендуется взять камень в руки и начать интенсивно его тереть, что вызовет процесс нагревания. Если украшение выполнено из натурального материала, то будет уловим запах сосны. Если же изделие выполнено и копала, то после интенсивного трения оно начнет прилипать к рукам, а от пластмассы появится крайне неприятный запах.
Солевой раствор
Пожалуй, самый безобидный способ, как проверить янтарь на подлинность в домашних условиях – солевой раствор. Однако данный метод допускается применять только в том случае, если камень не обрамлен драгоценными металлами.
В 200 мл воды добавляют 8 ч. л поваренной соли, тщательно размешивают и помещают туда камешек. Если изделие натуральное, то оно останется на поверхности, подделка же непременно опустится на дно.
Если украшение достаточно большое и поместить его в стакан невозможно, то стоит взять емкость большего объема. При этом соли добавляют такое количество, чтобы часть кристаллов осталась на дне в нерастворенном виде.
Важно! Данному способу не стоит доверять на 100%. Обусловлено это тем, что в природе встречаются камни с высоким уровнем плотности, в результате чего они утонут в растворе на основе соли.
Источник
Бирка
Бирка (ярлык) прикрепляется к изделию леской. Длина лески от бирки до пломбы должна быть 18 (восемнадцать) сантиметров в разложенном виде и 9 (девять) сантиметров в сложенном вдвое виде.
На бирке указываются информация согласно ОСТУ:
Примеры бирок, с расшифровкой информации указаны ниже:
Пример бирки “Без каменки”
Пример бирки «Каменки»
5.1. Штрихкод
В штрихкоде кодируется наименование серии изделия.
5.3. Артикул
Артикул изделия имеет ограничения по количество символов:
· если артикул состоит только из больших букв, то максимальная ширина – 16 символов,
· если артикул состоит только из маленьких букв, то– 21 символов,
· если только цифры (включая дефисы и нижние подчеркивания) – 25 символов.
Артикул с сайта не соответствует индивидуальному артикулу на бирке.
5.4. Виды облагораживания
По маркировке ювелирных изделий с цветными камнями, которые подверглись облагораживанию ставится:
5.5. Типы вставок
Если изделие с камнями, то на бирке в поле “Тип вставок” может быть указано:
· «Иск. В.», т.е. искусственная вставка.
· «не ДК», т.е. НЕ драгоценный камень.
· Поделочный камень — собирательный термин, объединяющий все камни, используемые как в качестве украшения, так и для производства камнерезных изделий. Иногда поделочными называют менее ценные или непрозрачные камни. На практике часто применяют как синоним термина «драгоценный камень», так как нет четкого разграничения «ювелирных» и «прочих» камней.
· Гидротермальный камень является настоящим аналогом. Выращенный в лаборатории, он демонстрирует все свойства природного камня: цвет, блеск, структуру, твердость, прозрачность. И, если искусственный камень является лишь имитацией драгоценного, то синтезированный аналог — полным повторением, хоть и менее ценным, и более дешевым. Основой для гидротермального минерала всегда выступает натуральное сырье.
5.5.1. Бриллианты. В описании указывается количество, огранка, вес в каратах и характеристики (цвет/чистота), качество огранки: [Кол] бр. [Огранка]-[Карат] кар. [Цвет]/[Чистота][Кач. огранки], где
[Кол] – количество бриллиантов;
[Огранка] – форма огранки (Кр-круглая, самая распространенная) и количество граней
[Карат] – вес бриллиантов в каратах
[Кач. огранки] – Качество огранки
Для черных, коричневых и прочих цветных бриллиантов формат такой же, но чистота не указывается, а цвет камня указывается буквами. Например: 14 бр. черн. Кр-57-0,174 кар. А
5 .5.2. Цветные драгоценные камни (изумруд, сапфир, рубин). В описании всегда указывается количество, форма огранки, вес в каратах, характеристики (цвет/чистота), качество огранки, вид облагораживания. Например: 2 изумруд овал-0,280 кар. 3/3 Б М или 9 сапф. маркиз-0,380 кар. 3/3 Б ГР
5 .5.3. Полудрагоценные и поделочные камни В описании указывается только количество и вес камней в каратах, форма не указывается. Например: 2 аметист-0,286 кар.; 4 цитрин-0,206 кар. или 2 гранат-0,204 кар.; 4 хризолит-0,299 кар.
5.6. Геммологическая классификация камней (примеры):
· Первая группа — ювелирные (драгоценные) камни.
· Вторая группа — ювелирно-поделочные камни.
· Третья группа — поделочные камни
Поделочные камни яшмы, письменный гранит, окаменелое дерево, мраморный оникс, лиственит, обсидиан, гагат, джеспилит, гипс (селенит), флюорит, авантюриновый кварцит, агальматолит, рисунчатый камень, полосчатый скарн, цветной мрамор.
Примечание: Условное обозначение вида облагороженного камня наносится на бирку в одну строчку с характеристиками ювелирной вставки.
5.7. Огранка
Драгоценные камни – оцениваются не только по весу в каратах, чистоте и цвету, но и по огранке. От нее зависит, насколько красивой будет его форма и игра света в нем.
Огранка камня и его форма – не одно и то же. Форма относится к общему контуру обработанного алмаза и выглядит как некая геометрическая фигура: круг, квадрат, ромб, треугольник, овал и прочее.
Огранка (Cut) – это процесс шлифования камня, позволяющие придать ему необходимую форму и пропорции. Алмазам можно придать разнообразные изысканные формы: существуют варианты огранки в виде овала, груши, сердца, изумрудная и квадратная, огранки «Багет» и «Маркиз». Надо сказать, что природные алмазы не обладают сиянием и блеском, и только огранка делает бриллиант королем среди остальных драгоценных камней. Огранка позволяет проявить лучшие свойства камня – его цвет и блеск, открыть «огонь» и «игру» бриллианта.
Огранка характеризует число, расположение, очертания и пропорции граней камня. У камней одинаковой формы вполне может быть различная огранка.
Подробнее о качестве и видах огранки указано в Путеводителе по изделиям, камням, металлам и ухода за ними.
Источник
Как отличить настоящий янтарь от ненастоящего
Несмотря на то, что в мире ежегодно добывается до 800 тонн янтаря, спрос на янтарные украшения и сувениры намного превышает возможности добытчиков, поэтому рынок наводнен имитациями.
Современной химической промышленности проще простого подделать янтарь так, что и специалист не сразу разберется. Янтарь по своей сути – органический полимер, у него масса оттенков и сортов, что тоже затрудняет распознавание. Однако, зная некоторые правила, можно отличить природный янтарь высокого качества от фабричной имитации.
Хотя, если совсем по-честному, некоторые удачные имитации смогут отличить только специалисты с помощью замеров преломления и поляризации или нагрева.
Есть четыре принципиальных сорта янтарных изделий:
Натуральный янтарь – это обработанные механическим путем целые куски янтаря.
Плавленый янтарь (амброид) – нагретая до мягкого состояния и переформованная масса низкокачественных и мелких кусочков янтаря. Признается натуральным янтарем, но невысокого качества.
Копал – затвердевшая смола некоторых тропических растений, может быть ископаемой (из земли, но не древней) или просто свежесобранной. Мягче настоящего янтаря и очень легкоплавкий.
Синтетический полимер под янтарь – разнообразные резиновые и эпоксидные смолы, пластик, акрил с наполнителями.
Амброид, плавленый янтарь
Самый простой традиционный способ отличить натуральный янтарь от синтетики – погрузить нить с бусинами в крепкий раствор соли. Янтарь легче соленой воды и всплывает, но обычно не на самую поверхность, а остается плавать в толще соленой воды. Именно поэтому янтарь в таком количестве выбрасывает на берег моря после бури – он легко поднимается и несется волной.
Пластик и акрил под янтарь полностью всплывут на поверхность воды, они легче натурального янтаря, а вот резиновые смолы, наоборот – останутся на дне. Правда, этих янтароподобных смол сейчас такое разнообразие, с разной плотностью и весом, что полностью на этот способ положиться уже нельзя. К тому же, не каждое украшение можно положить в воду, не испортив, и железные замочки тоже затруднят распознавание.
Если есть фонарик или лампа с ультрафиолетом, можно поглядеть, как выглядит янтарь в УФ-свете. Натуральный будет смотреться непрозрачным, и как будто матовым, с фиолетовым отблеском.
Можно попробовать нагреть янтарь, быстро и энергично потерев его в руках – настоящий янтарь испустит слабый смолистый аромат, копал – запахнет довольно сильно и может даже стать липким, синтетика будет пахнуть резко и химически. Еще нагляднее, если это возможно, приложить к камню раскаленную иглу – запах будет выраженнее. И еще – настоящий янтарь довольно устойчив к воздействию растворителя и ацетона, в отличии от синтетической и растительной смолы.
Копал, природная смола тропических деревьев, может быть ископаемой, но не древней.
В магазине лучший способ опознать имитации янтаря – смотреть глазами, но, конечно, для этого надо иметь некоторый опыт.
Самые грубые подделки из пластика и акрила имеют швы и заусенцы от литья, легкий вес, слишком блестящую поверхность.
Матовая непрозрачная масса, с красивыми разводами как у агата – чаще всего признак хорошей резиновой смолы. Вообще – сильно красивый «янтарь» по доступной цене должен сразу насторожить, в лучшем случае это будет копал – растительная смола.
Если в янтаре много включений – это должно настораживать. Равномерно распределенные многочисленные включения, особенно хлопьями, говорят о ненатуральности. Много блестящих включений – о том, что в руках плавленый янтарь, блестяшки там – расплющенные пузырьки воздуха. Равномерно мутная масса камня – тоже переплавленый низкосортный янтарь.
Резиновые смолы и акриловые бусины под янтарь
В натуральном природном янтаре бывают и включения, и пузырьки, и мутноватость, и разводы (пейзажность) но не слишком много и без всякой упорядоченности.
Еще нужно, конечно, просто включать здравый смысл. Китайцы сейчас делают много красивущих «янтарных» изделий с насекомыми внутри, но помним – если в натуральном янтаре насекомое больше 10 мм, то это по классификации уже драгоценный камень, и должен стоить очень дорого.
Акриловая имитация под янтарь
Источник