ячменное зерно сказка чему учит

Ячменное зерно

Хорошие дни не забываются, добрые дела – вечно в памяти. В давние времена порхала по нашим лесам веселая синица, насвистывала свои песенки.

Однажды в зимнюю пору навалилась беда: из черной тучи хлынул дождь. И не утихал девять дней. А на десятый день запощелкивал мороз, и вся земля покрылась толстой коркой льда. Животные копытами пробить его не могли, зубами не могли прогрызть. Ни одной травинки нельзя было достать. Весь скот погиб голодной смертью.

Люди позабыли вкус мяса. В котлах кипятили пустую воду. Старики умирали от голода. Крепкие молодцы обессилели. Девушки разучились улыбаться. Беда придавила всех, как темная ночь. Вместо песен – всюду глухие стоны. Даже птицы приумолкли. Только синица насвистывала свои простые песенки. А когда увидела умирающих людей – задумалась: «Как им помочь? Как спасти народ от голодной смерти?»Много раз ей случалось летать далеко в степь. Там она видела русских людей. Те люди жили в домах. Землю пахали, хлеб сеяли. Женщины пекли калачи в жарких печах. Перелетных синиц хлебными крошками подкармливали. Вкуснее тех крошек ничего на свете нет!

Синица все припомнила и, бойко подпрыгнув на ветке, людям гор сказала:

Она взвилась в воздух и полетела в сторону степей.

Умирающие люди проводили ее глазами и вздохнули:

– Разве такая маленькая птичка может спасти народ? Не под силу ей.

А все-таки посматривали туда, куда она улетела, и ждали.

Солнце поднялось высоко, весеннее тепло растопило ледяную корку. Загремели ручьи, зазеленела молодая трава. Голодные люди, едва передвигаясь, выкапывали из земли и ели корни травы кандык, А сами все посматривали вверх:

– Наверно, злой коршун настиг, острыми когтями разорвал, кривым клювом расклевал.

А бойкая синица все летела и летела высоко над землей. В степях шумел ковыль, березки начинали одеваться зеленью.

Русские мужики пахали землю. На межах – мешки с семенным зерном: пшеница, рожь, ячмень.

Синица покружилась над мешками, а взять зернышко без спроса не посмела. Ударилась она об землю и стала молодой девушкой. Щеки лесными пионами горят, глаза на черную смородину походят. Брови словно крылья птицы в полете.

Подошла девушка к пахарю, поклонилась в пояс и рассказала, что в горах голодают люди.

– Дай мне пшеницы, – попросила она.

– В горах лето короткое, пшеницу осенний мороз убьет, – сказал пахарь. – Я дам тебе ячменного зерна.

Он насыпал ячменя в мешок и отдал девушке. А чтобы она не запоздала, подвел ей заседланного коня.

Девушка поблагодарила пахаря и помчалась в горы. А там, за высокой синей скалой, ее поджидал белый волк с хвостом в шестьдесят аршин. Пасть раскрыл, зубы навострил. Ноги у него напряжены, как тетива лука. Вот-вот на коня прыгнет, девушке перервет горло. Она уронила мешок, и ячменное зерно рассыпалось по камням. Конь повернулся и быстрей стрелы полетел домой.

Девушка опять обернулась синицей, спрыгнула на землю и стала набивать клюв драгоценным зерном.

Белый волк бросился на нее, хотел смять, зубами разорвать, но бойкая птичка ускользнула от него. В зубах у волка осталось одно перышко.

Волк ударился о землю и стал зайсаном. Остатки рассыпанных ячменных зерен собрал в приподнятую полу широкой шубы и стал горстями кидать в ненасытный рот.

[3айсан – родовой старшина, князек.]

Синица вернулась к нашим людям и отдала им ячменное зерно.

Снова обернувшись девушкой, она рассказала, как русские землю пашут, хлеб сеют, как в жарких печах пекут калачи.

В долине взрыхлили землю, посеяли зернышки. Осенью собрали урожай. Из ячменных зерен женщины приготовили муку – талкан. Стали чай пить с талка-ном. Хорошо!

Про голод скоро все забыли. На лицах парней появились улыбки, девушки запели песни.

В ту осень в горах играли свадьбы. К девушке, которая принесла ячменное зерно, сватались многие женихи. Все нахваливали ее. Ей надоело слушать льстивые слова, и она опять стала синицей.

Всю зиму по стойбищам летала и распевала свои простые песенки. Подлетит к юрте, сядет на ветку дерева и начнет посвистывать. И всем казалось, что пташка рассказывает про русских. Как они в домах живут, какие вкусные калачи пекут.

И наши люди решили перекочевать поближе к русским. Там они научатся дома строить, для скота сено косить, из муки для себя хлеб стряпать.

Источник

«Родина в народных сказках» (Формирование основ патриотического сознания детей через потенциал народных сказок)

Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного

«Родина в народных сказках»

(Формирование основ патриотического сознания детей

через потенциал народных сказок )

Веремей Ирина Владимировна,

Список использованных источников и литературы…………………….

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!

В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, у них происходит становление личности и формирование патриотических чувств, таких как любовь к близким, родному краю и Родине.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят перед собой малыши, чему они изумляются и что вызывает отклик в их душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но играют большую роль в становлении личности дошкольников-патриотов.

Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и т.д. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.

Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.

Работа по формированию основ патриотического сознания детей

через потенциал народных сказок включала в себя следующие этапы:

1. Изучение методической литературы.

2. Подбор русских народных сказок для старшего дошкольного возраста.

3. Изготовление атрибутов к играм-драматизациям.

Цель: создать условия для формирования основ патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста через потенциал народных сказок.

На пути к достижению этой цели реализовывались задачи:

ü Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.

ü Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

ü Развивать эмпатию и толерантность у детей на основе содержания русских народных сказок.

Актуальность. Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как наблюдается тенденция к снижению традиций русского народа, его обычаев.

Паспорт проектной деятельности

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 7-й год жизни.

Направленность развития детей, в рамках которых проводилась работа по проекту: комплексное (разные виды деятельности: слушание и пересказ сказок, театрализованная деятельность, познавательная деятельность, креативные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация.)

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Вид проекта : практико-ориентированный, групповой.

Продолжительность: проект рассчитан на три месяца.

· экскурсия по «виртуальному музею»

· продуктивная деятельность детей

· выставки творческих работ детей

• У детей сформированы представления о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека, расширился кругозор.

• Появилась мотивационная потребность самостоятельного изучения истории своего народа через потенциал народных сказок. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ней собран и систематизирован теоретический и практический материал, освещающий вопросы ф ормирования основ патриотического сознания детей через потенциал народных сказок.

детьми и родителями

Занятие с детьми по

знакомству с народными сказками.

Формировать представление о любви к родине воспитывать, уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

Способствовать формированию эмоциональных чувств через установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать навыки доброжелательного, заботливого поведения.

Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность.

Побуждать детей к творческой самореализации.

Привлечь родителей к созданию костюмов.

«Родина в народных сказках»

(Формирование основ патриотического сознания детей через потенциал русских народных сказок )

* «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.

* «Крылатый, мохнатый да масленый»

* «Курочка, мышка и тетерев»

Показать детям силу коллективизма («там, где трудно одному, сделаем с друзьями»). Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества.

* «Лисичка со скалочкой»

Познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и т.д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.

Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа.

Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.

* «У страха глаза велики»

Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту.

Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.

Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.

Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).

Предания и былины русского народа

— «Предание о граде Китеже»

— «Исцеление Ильи Муромца»

— «Илья Муромец идолище»

— «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»

— «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Цель: формировать понятие «единства всех живущих на земле людей». Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев.

Сказки и легенды алтайского народа

— «Ячменное зерно» литературная обработка А. Коптелова

— «Сартакпай» литературная обработка

Цель: продолжать знакомить с бытом алтайского и русского народов. Воспитывать доброжелательное отношение к лю­дям, желание помогать друг другу независимо от на­циональности, обычаев, взглядов.

Работа по формированию основ патриотического сознания детей через потенциал русских народных сказок у детей старшего дошкольного возраста велась по двум направлениям.

2. Работа с родителями.

Каждый вид деятельности преследовал решение своих задач. Так, например, с помощью специально подобранной тематики бесед, мы решали такие задачи как:

Содержание бесед и поставленные вопросы черпали, прежде всего, из русских народных сказок.

Например: познакомив детей со сказкой, Никита Кожемяка, организовали и провели беседу о традициях русской культуры, о героизме народа.

Прослушав цикл бытовых сказок, беседа с детьми выстраивалась по вопросам касающихся, русских народных промыслов, одежды, утвари.

С помощью таких сказок как, Семилетка, Снегурушка, знакомили детей с семейной иерархией на Руси.

С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали основные жизненные принципы.

Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра.

Сартакпая, можно встретить почти во всех уголках Горного Алтая.

Поучительна и трогательна сказка «Ячменное зерно», в которой расска­зывается о русском пахаре, пришедшем на помощь алтайскому народу. В сказке побеждает доброта, дружба, любовь к человеку независимо от на­циональности, обычаев, взглядов. (Приложение 1).

С целью закрепления знаний об алтайских народных сказках использовали дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку». Дидактические игры развивают речь, мышление, воображение.

Провели сравнительный анализ условий жизни и быта двух народов.

При проведении непосредственно образовательной деятельности в практической части использовали различные виды художественной деятельности: рисование, аппликацию, лепку. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

Разнообразные игры, этюды, использование музыкальных произведений, все это помогало детям почувствовать эмоции сказочных персонажей, научиться анализировать их ошибки. Игры-драматизации были направлены на умение детей передавать настроение героев, отражать их поступки, владеть мимикой пантомимикой, интонацией. Исполняя роли, дети передавали настроение героев, отражали их поступки. (Приложение 1).

Детям была предложена и такая форма работы как посещение «виртуального музея» где вниманию воспитанников была предложена выставка работ местного художника Т.С.Прохоренко. (Приложение 1). После выставки проведена беседа на тему: «Краски художника при рисовании Родины».

В работе с родителями использовались различные приёмы работы и прежде всего, привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных представлений. Была предложена вниманию родителей серия консультаций «Воспитание сказкой» как с помощью русских народных сказок прививать любовь к Родине. (Приложение 1).

• Дети научились понимать смысл сказок.

• Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя.

• С чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины.

• Проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев.

• Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль.

• Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей.

Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и родителей, как образцов патриотизма.

Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей у дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как наблюдается тенденция к снижению интереса к традициям русского народа, его обычаям.

Список используемой литературы:

1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Е.Ю.

Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Волгоград, 2007.-208с.

2. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников/ Н.В. Алешина, – М.,2008.-205с.

3. Аникин В.П. Русская народная сказка. М: «Просвещение», 1986 г.

4. Аникин В.П. К мудрости ступенька. М.,1988.

5. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2012.

7. Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, М., 2008.

8. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Програм.- метод. пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 144 с.

9. Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М.: Сфера, 2002.

10. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – 3-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 1984. – 272 с., ил.

11. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для родителей и методистов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.

13. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой, М.: АСТ, 2000 г.

14. Шорохова О.А., Играем в сказку. М.: «Творческий центр», 2006г.

15. nsportal.ru (социальная сеть работников образования).

Важное значение имеет ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Конспект НОД чтение сказки «Ячменное зерно»

Задачи: продолжать знакомить с бытом алтайского и русского народов. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, желание помогать друг другу.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изобра­жением быта алтайцев и русских в прошлом (знакомство с понятиями «бога­тый» и «бедный»). Работа с трудными словами, встречающимися в тексте. Чте­ние поговорок и пословиц о дружбе, хлебе.

Сегодня вы познакомитесь с алтайской сказкой «Ячменное зерно» она расскажет о том, как начиналась крепкая дружба между алтайским и русским народами».

Много раз ей случалось летать далеко в степь. Там она видела русских людей. Те люди жили в домах. Весной в полях землю пахали, хлеб сеяли. Женщины в домах калачи стряпали, в жарких печах пекли. Перелетных синиц хлебными крошками подкармливали. Вкуснее тех крошек ничего на свете нет. Синица все припомнила и, весело под­прыгнув, людям гор сказала: Я вам помогу.

Она взвилась в воздух и полетела в сторону степей. Умирающие люди проводили ее глазами и вздохнули: Разве такая маленькая птичка может спасти народ? Не под силу ей. А все-таки посматривали туда, куда она улетела, и ждали.

Синица покружилась над мешками, а взять зерно без спроса не посмела. Ударилась она о землю и стала молодой девушкой. Щеки лесными пионами го­рят, глаза на черную смородину походят. Брови словно крылья птицы в полете.

Подошла девушка к пахарю, поклонилась ему в пояс, про голодающих горных людей все рассказала.

Испугавшись, девушка метнулась в воздух и снова стала синицей. Мешок она уронила на землю, и ячменные зерна рассыпались по камням. Конь повернулся и быстрей стрелы полетел домой.

Смелая синица бросилась за драгоценными зернами и стала набирать себе в клюв. Белый волк кинулся на нее, хотел смять, зубами разорвать, но бойкая птичка ускользнула от него. В зубах волка осталось одно перышко. Волк ударился о землю и стал зайсаном. Остатки рассыпанных ячменных зерен собрал в приподнятую полу широкой шубы и стал горстями кидать в свой жадный рот.

Синица вернулась к людям и отдала ячменное зерно. Обернувшись девушкой, она рассказала, как русские люди землю пашут, хлеб сеют, как в жарких печах калачи пекут.

Всю зиму по стойбищам летала и распевала свои песни синица. Подлетит к юрте, сядет на ветку и начнет рассказывать про русских. Как они в домах живут, как вкусные калачи пекут. Ой, какие калачи!

Наши люди слушали, слушали ее и решили перекочевать поближе к рус­ским. Они поехали туда, куда летала бойкая синица. Погостили. А потом русских пахарей к себе в гости позвали. Жизнь хорошая пошла!

— О чём нам рассказывает сказка «Ячменное зерно»?

— Почему именно синица полетела к пахарю, за зернами пшеницы?

— Как может выглядеть синица в образе девушки?

— Как вы думаете, чем ячмень отличается от пшеницы?

— Кто такай зайсан? Как он выглядит?

Фотография родовых зайсанов

— Давайте нарисуем иллюстрацию к сказке «Ячменное зерно» и в ней отразим все знания об условиях жизни и быта алтайского и русского народов.

Игры-драматизации были направлены на умение детей передавать настроение героев, отражать их поступки, владеть мимикой пантомимикой, интонацией. Исполняя роли, дети передавали настроение героев, отражали их поступки.

Детям была предложена и такая форма работы как посещение «виртуального музея» где вниманию воспитанников была предложена выставка работ местного художника Татьяны Сергеевны Прохоренко.

Консультация для родителей

с хорошей книгой может

навсегда изменить судьбу человека.

Книга – это отличный помощник по жизни, лучший друг человека. В ней мы можем найти много умных мыслей, полезной и интересной информации на различные темы. Не малую роль играет книга в воспитании подрастающего поколения. Она не только учит, развивает и воспитывает ребенка, но и пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.

Сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Они передавались и передаются из поколения в поколение, на протяжении веков находят отражение в культурах разных народов. Со сказкой человек знакомится в самом начале жизненного пути, сопутствует на протяжении дошкольного возраста и сохраняется навсегда. Благодаря сказке малыш учится правильно произносить звуки, выполнять простые задания, развивается интеллектуально. Слушая сказки, дети познают окружающий мир и учатся у нее опыту жизни. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Фундамент правильного поведения в обществе, умение общения закладывается у малыша с самого раннего возраста при чтении. Возрастными особенностями большинства дошколят является неумение общаться со сверстниками, нежелание делиться игрушками, помогать в трудной ситуации другу, предрасположенность к агрессии. Малыши еще не умеют сопереживать, поддерживать друг друга. Ведь именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Задача взрослых воспитывать ребенка так, чтобы он не стал равнодушным к окружающему его миру.

Психологи рекомендуют сказку, как особый инструмент работы с детьми. Использовать сказку в развивающих, воспитательных, обучающих целях могут не только профессиональные воспитатели в детском саду, но и сами родители.

С помощью сказки вы сможете воспитать:

С помощью сказки вы, родители, сможете развить у ребенка:

Сказка – это инструмент ненавязчивого обучения. С помощью сказок взрослые могут объяснить малышу все прописные истины в легкой и доступной форме. Дети мыслят образами, поэтому им легче представить ситуацию на примере героев произведений. Сказка дает возможность поучаствовать в сюжете, домыслить его, разыграть в лицах и т. д. Сказка – это инструмент для исправления беспокоящей дошкольника ситуации, с ее помощью можно корректировать модель его поведения.

Роль сказки в развитии и воспитании детей очень важна, без нее детство будет неполноценным. А добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и честные персонажи произведений всегда должны быть рядом с малышом. Такие разные герои дают ему опору в жизни, учат отличать плохое от хорошего, развивают воображение и интеллект.

Мониторинг формирования познавательного интереса к сказкам

у старших дошкольников (Л.Г. Нисканен)

Источник